Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Неделя химии в школе - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Неделя химии в школе


Автор(ы): Макаров Юрий Борисович, учитель химии, директор школы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Традиционно неделя химии проходит в нашей школе один раз в году, как правило, во время проведения школьных туров химической олимпиады.
На этапе подготовки недели (за 10-15 дней до ее начала) объявляются конкурсы:
  • грамот с химической символикой;
  • химических кроссвордов;
  • поделок, посвященных химии;
  • химических сказок ;
  • стенных газет, которые могут быть тематическими (например, посвященными великим химикам, интересным открытиям) или содержать загадки и удивительные факты.
Следует отметить, что необязательно проводить все эти конкурсы в один год. Я представил перечень возможных мероприятий для проведения недели химии, программа которой не должна быть перенасыщенной.
В проведении недели участвуют все учителя химии и смежных дисциплин. Вместе со старшими школьниками они готовят материалы для проведения конкурсов и викторин.
Информационный стенд о проведении недели химии можно назвать “Что? Где? Когда?”. Далее приводится его форма.
Класс Мероприятие Дата и время проведения Место проведения Ответственные Результат
Важно, чтобы все классы приняли участие в мероприятиях недели. Кроме того, в информации о ней необходимо предусмотреть место, где будут появляться сообщения о результатах проведенных мероприятий. Особенно важно, чтобы эти сведения появлялись сразу после проведения того или иного мероприятия. Рассмотрим подробнее возможные формы деятельности в рамках химической недели.

Химические турниры

Турниры проводятся внутри класса. Ученики, разбившись на пары (по жребию или по принципу “кто с кем сидит за одной партой”), соревнуются между собой в правильности и быстроте решения примера или задачи. Победители получают следующую задачу и продолжают соревнование, разделившись на новые пары. Так происходит до тех пор. пока не останется 3-5 игроков, которые разыгрывают полуфинал. Он проводится во внеурочное время в присутствии учащихся всего класса. Участникам предлагается решить по две задачи повышенной сложности за 45 минут. Финал турнира, в котором принимают участие двое наиболее сильных игроков, также проводится после уроков. На решение трех финальных задач выделяется не более 45 минут.
Опыт показывает, что при удачном подборе задач или примеров за 45 минут можно довести игру до полуфинала. Задания для турнира составляются из курса химии данного года обучения с постепенно возрастающей трудностью.

Химические эстафеты

Если турнир выявляет наиболее способных учащихся в определенном классе, то химическая эстафета дает возможность выявить сильнейших химиков из нескольких классов одной параллели.
Химическая эстафета проводится по определенным темам, которые заблаговременно доводятся до сведения учащихся. О дне эстафеты объявляется за одну- две недели до проведения для того, чтобы участники имели возможность подготовиться по заявленным разделам курса химии.
Например, в школе одна параллель состоит из двух классов. Ученики каждого класса комплектуют команду из шести своих лучших химиков. Организаторы эстафеты готовят шесть задач или примеров (по числу учащихся, входящих в команду). Каждое задание пишется на отдельной карточке. Участники разных команд, соревнующиеся на одном этапе, выполняют одинаковые задания. Капитан команды устанавливает очередность выступления ее членов.
Перед зрителями располагаются четыре небольших столика. К ним одновременно приглашаются первые номера. Эти четыре участника по команде приступают к решению одного и того же задания. Около каждого столика находится наблюдатель, который фиксирует правильность выполнения задания и время, затраченное участником на решение задачи или примера. В случае правильного решения игрок немедленно покидает столик, передавая эстафету следующему товарищу по команде. Победителем считается тот класс, чья команда быстрее других решила все предложенные примеры. Может случиться, что отдельный ученик ошибся или вообще не в состоянии справиться с заданием. Поэтому устанавливается максимальная продолжительность решения примера — 15 минут. На заранее подготовленном табло по ходу соревнования вывешиваются результаты и время выполнения заданий.

Химическая викторина

Химическая викторина — это особый вид игры, цель которой — выявить учащихся, обладающих химическими способностями и умением быстро находить верное решение.
Команды — участники викторины поочередно получают вопросы и выдают ответы. Расчеты, необходимые для решения примеров и задач, желательно производить устно. Поэтому задания викторины должны быть представлены в краткой форме. Не следует предлагать примеры, которые требуют длительных преобразований. В химической викторине могут использоваться теоретические вопросы, вопросы из истории химии, сведения о великих химиках и химических законах. В зависимости от степени трудности вопросов решение их может оцениваться различным количеством баллов. Учащиеся, получившие наибольшее количество баллов, становятся победителями и награждаются призами.

Химические лотереи

Это одна из увлекательных игровых форм. Для ее проведения необходимо подготовить около двухсот задач, ответы на которые представлены целыми положительными числами. Ответы на некоторые задачи должны совпадать с выигрышными номерами тиража. Например, учащийся, взяв из урны карточку с задачей и правильно решив ее, получил ответ “20”. В таблице выигрышей он находит № 20 — блокнот. Этот приз ему тут же вручается.
Как показывает опыт, все участники с большим интересом и азартом решают лотерейные задачи.
Литература для подготовки мероприятий
  1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения / Пособие для учителей и учащихся.- Тула: “Арктоус”, 1996.-86с.
  2. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии ( с дидактическим материалом): Учеб. пособие для нехим. спец. техникумов. -М.:Высш.шк., 1988.-240с.
  3. Кушнарёв А.А. Учимся решать задачи по химии: Руководство для самостоятельной подготовки к экзамену.-М.:Школа-Пресс, 1996.-224с.
  4. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е.Учись решать задачи по химии: Кн. Для учащихся.-М.:Просвещение, 1986.-160с.
  5. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии.- М.: МИРОС, 1993.-83с.
  6. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1993.-96с.
  7. Увлекательный мир химических превращений: Оригинальные задачи по химии с решениями/ под ред.А.В.Суворова.-СПб: Химия, 1998.-168с.
  8. Проверь свои знания: Энциклопедия. В 10 т./ Сост.Н.Л.Вадченко.-Д.: Сталкер, 1997.-448с.-Т.7.

Химические вечера

Эта форма является наиболее удачной для завершающего мероприятия недели химии.
Химический вечер требует специальной подготовки. Ученики с помощью педагогов готовят театрализованные выступления, посвященные истории развития химии, художественные инсценировки и чтения, а также аттракционы и химические фокусы.
К вечеру целесообразно приурочить сообщения об итогах недели химии и вручение наград ее победителям и участникам.
Следует отметить, что кроме названных или описанных выше, существуют и другие формы
мероприятий, которые могут проводиться в ходе предметных недель. Значительный интерес у ребят вызывают переработанные и адаптированные к школьным условиям игры в форме телевизионных программ “Что? Где? Когда?”, “КВН”, “Брейн-ринг”, “Своя игра”, “Бросай-ка”, “Умники и умницы”, “Самый умный”, “Последний герой” и др.
Таким образом, учитывая многообразие форм и видов деятельности (приложение №1) , педагоги методического объединения могут без труда сформировать программу предметной тематической недели с учетом индивидуальных особенностей учащихся того или иного класса или параллели классов, их творческих способностей и возможностей

План проведения мероприятий, посвященных Д.И.Менделееву и периодическому закону

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать -и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решать все трудные задачи…
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!
Л.Чугаев
мероприятие дата ответственные
1 Открытие года Д.И.Менделеева 08.09. Совет кабинета химии
2 Менделеевские среды:
Из анкетных данных Д.И.Менделеева 17.09. 11 класс
Возвращаясь в Боблово 24.09. 10 класс
Найдена лестница Менделеева 01.10. 8 класс
Художники и Боблово 08.10. 10 класс
Викторина “Д.И.Менделеев и Боблово” 15.10. 9 класс
Работы ученого по сельскому хозяйству 22.10. 9 класс
Ранние годы Д.И.Менделеева 12.11. 8 класс
Россыпь увлекательных фактов из жизни Д.И.Менделеева 19.11. Королёва Е., студентка Тверского мединститута
Д.И.Менделеев, пуританин и провидец 26.11. Емельянов М., студент МИЭТ
Д.И.Менделеев о проблемах охраны природы 03.12. 8 класс
Моя Менделеевская коллекция 10.12. 11 класс
Д.И.Менделеев как педагог 17.12 9 класс
Заветы великого ученого 24.12. 9 класс
О Д.И.Менделееве и его системе 14.01. 10 класс
Имя Д.И.Менделеева в мировой истории 21.01. 9 класс
Работы Д.И.Менделеева и современная химия 28.01. 11 класс
Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников 04.02. 10 класс
Острова нашей памяти 11.02. 7 класс
Великий закон 18.02. 9 класс
Музей-архив великого ученого 25.02. 9 класс
“Мне Менделеев говорит периодической системой” 06.03. 11 класс
3 Конкурс работ о Д.И.Менделееве Октябрь-ноябрь 7-11 классы, НОУ
4 Районный конкурс исследовательских работ декабрь Макаров Ю.Б.
5 Районная олимпиада по химии ноябрь Макаров Ю.Б.
6 Стенд по тематике менделеевских сред В течение года Совет кабинета химии
7 Книжная полка “гордость Клина и России” В течение года Совет кабинета химии
8 Конференция “Тобольский гений России” 08.02. Совет кабинета химии, НОУ
9 Экскурсия в музей–усадьбу Д.И.Менделеева в Боблово сентябрь Макаров Ю.Б.
10 Конкурс стенных газет о жизни и творчестве Д.И.Менделеева январь Совет кабинета химии, НОУ
11 Посвящение в химики учеников 7 класса октябрь 8-11 классы
12 Подведение итогов “Посев научный взойдет для жатвы народной” март Совет кабинета химии, НОУ

В И К Т О Р И Н А

“Дмитрий Иванович Менделеев”

Какой он все-таки был? Что любил и что ненавидел, что принимал и что отвергал? Что в нем притягивало людей? Попробуем представить себе, как Д .И. Менделеев ответил бы на вопрос, что он любит ( ответы составлены на основе воспоминаний родных и друзей ученого ).
  1. Родился / 27 января (8 февраля) 1834 г в г. Тобольске/
  2. В семье уже было /16 детей/.
  3. Окончил учебное заведение /Главный педагогический институт в Петербурге в 1856 г/
  4. Глаза /небольшие, глубоко сидящие, синего, смотревшие прямо и проницательно/.
  5. Нос /прямой и красивый/.
  6. Волосы /русого цвета, густые, длинные, волнистые, спадавшие до плеч/
  7. Губы / крупные, полные и красиво очерченные/.
  8. Черты характера по губам / доброе сердце, но с характером и волей /.
  9. Где, когда и с какой целью поднимался Д. И .Менделеев на воздушном шаре? / г. Клин 7 августа 1887г с целью наблюдения затмения солнца и изучения высших слоев атмосферы/.
  10. Крупный химик и знаменитый композитор, один из близких друзей Менделеева / А .П. Бородин/.
  11. Где и когда впервые были опубликованы слова Д. И. Менделеева : “Посев научный войдет для жатвы народной”./Предисловие к классическому труду “Основы химии”, 1869-1871г/.
  12. С какой целью и куда предпринял ученый свое последнее путешествие ? / Урал, для определения причин отставания Урала в целом и, в частности, производства чугуна и стали /.
  13. Его характерная черта /не любил, когда при нем про кого-то говорили дурно/.
  14. Любимые качества /правда, труд, прощение/.
  15. Любимое занятие в часы отдыха /клеить футляры, коробки, шкатулки, дорожные ящики/.
  16. Любимое место жительства / Боблово /.
  17. Любимые цветы / полевые/.
  18. Любимые животные / кошки, собаки /.
  19. Любимые птицы / канарейка, белый попугай/.
  20. Любимые иностранные писатели / Ж .Верн , В .Гюго /.
  21. Любимые русские писатели / А .С .Пушкин , Н .В .Гоголь /.
  22. Любимые русские композиторы / Бородин, Чайковский, Глинка /.
  23. Любимые иностранные художники / Микеланждело, Рафаэль /.
  24. Любимые русские художни...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.05 | Просмотров: 4822

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340