Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Л.Андреев. Рассказ Кусака Все живое имеет одну и ту же душу... - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Л.Андреев. Рассказ Кусака Все живое имеет одну и ту же душу...


Автор(ы): Савченко Ольга Константиновна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока.
  • Формирование отношения к событиям и героям рассказа.
  • Показать гуманистический пафос произведения.
  • Воспитание чувства сострадания к “братьям нашим меньшим”.
  • Формирование и воспитание личности в процессе ее общения с миром природы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель.
Сегодня на уроке мы познакомимся со страницей творчества русского писателя Леонида Андреева.

2. Основная часть.

Он прожил всего 48 лет. Был необычайно интересным человеком. Дома вы прочитали отрывки из книги Корнея Чуковского.
  • Какие факты из биографии Андреева вам запомнились, что поразило больше всего?
  • Какие слова были любимыми у Андреева? (Огромный, необыкновенный, чудовищный).
  • Какие черты характера Л.А. вам симпатичны?
2. Активизация субъективного опыта уч-ся в целях создания установки на восприятие и дальнейшую интерпретацию рассказа “Кусака”.
Учитель. Ребята, я попросила вас принести на урок фотографии, на которых изображены собаки.
Расскажите, почему именно эти снимки вы выбрали.
Какие эпизоды запечатлены на ваших фотографиях?
(Рассказы детей).
Вывод. Да, фотографии животных могут тоже быть яркими эпизодами из нашей жизни. Ведь кошки, собаки, птицы становятся дороги нам.
3. Работа над содержанием рассказа “Кусака”.
Учитель. А.Сент-Экзюпери говорил: “Мы в ответе за всех, кого приручили”. Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным, каждый в ответе не только за свою судьбу. Об этом рассказ Леонида Андреева “Кусака”, который вы прочитали дома.
Кто из русских писателей до Андреева создал в русской лит-ре образы четвероногого друга?
(“Муму”. Тургенев; “Каштанка”. Чехов; А.Куприн. “Белый пудель”; Н.Некрасов. “Крестьянские дети”; “Бешеная собака”. Л. Толстой.)
  1. Чтение учителем отрывков из “были” Толстого “Бешеная собака”.
  2. Как Дружок помог людям и как люди отплатили ему за верность?
  3. Какие чувства у вас вызвали эти произведения?
На доску вывешиваются таблички со словами:
Жалость обман
Сострадание злоба
Жестокость обида
Боль преданность
Недоверие любовь
Безысходность
5. Прочитать планы, составленные к рассказу.
“Она никому не принадлежала”.
  1. “ В одиночестве копила страх и злобу”.
  2. “ Наступила весна. Приехали дачники”.
  3. “ Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей”.
  4. “ У неё отняли её непримиримую злобу”.
  5. “ Всею своей собачьей душою расцвела Кусака”.
  6. “ А это что – дворняжка!”
  7. Лёля не простилась с Кусакой.
  8. “ Собака выла”.
Учитель. О чем бы ни писал писатель: о дереве, цветке, животном – он мыслит о человеке. Михаил Пришвин говорил: “ Я, друзья мои, пишу о природе, сам же о человеке только и думаю”. Наша задача сегодня – понять, какую мысль о человеке заключил в своем рассказе Леонид Андреев.
1. Почему автор дал собаке такую кличку?
Звучит песня в исполнении Т.и С. Никитиных “Собака бывает кусачей”.
Слайд 8.
Собака хватает прохожих за пятку,
Собака съедает гражданку лошадку,
А с ней – гражданина кота,
Когда проживает собака не в будке,
Когда у неё завывает в желудке.
И каждому ясно, что эта собака
Круглая сирота.
2. Прочитать первый и последний абзацы рассказа.
Сопоставьте слова песни и прослушанный текст.
Песенка – страдания собаки переданы схематично, шутливо.
Рассказ – переживаем вместе с героиней, испытываем чувства жалости, обиды.
Вывод.
Рассказ Андреева реалистичен, правдив.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
  1. Как первый раз было обмануто доверие Кусаки к людям?
  2. Как меняется внешность собаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей? (Зачитать).
  3. Какую роль играет описание природы в передаче настроения собаки? (Отрывки: “Наступила весна…”, стр.101;
  4. “Поднялся частый дождь…”, стр.106, 5гл.).
  5. Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?
  6. (“С тех пор собака не доверяла людям…”;
    “И в ту же минуту подкравшаяся собака…”;
    “Единственное, что могла Кусака…”, стр.104).
  7. Почему Кусака полюбила Лёлю?
  8. Почему при посторонних людях не показывала своих шуток?
  9. Андреев пишет: “У неё было имя, на которое она стремглав неслась”.
  10. Что значит имя для человека и для собаки?
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.11 | Просмотров: 1818

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340