Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Разработка урока по географии в 6-м классе Воды суши. Подземные воды. — Информационные технологии на уроках географии
Автор(ы): Тюрина Людмила Викторовна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Дать новые знания о видах подземных вод. Воспитывать бережное отношение к подземным водам родного края, реке Осуга, родникам г. Кувшиново. Развивать логическое мышление, познавательный интерес и желание самостоятельного поиска знаний в проектной деятельности учащихся. Формировать умение определять географическое положение географических объектов, составлять описание родника по плану на основе собственных наблюдений на местности. Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийный учебник по географии для 6-го класса. Графопроектор, слайды к теме “Гидросфера”, “Образование подземных вод”. Карточки для учащихся. Географические карты: физическая карта полушарий, физическая карта России, карта Тверской области. Информационный проект группы учащихся 6 “Б” и “В” классов в виде электронной презентации: “Родники г. Кувшиново”. Для опыта: песок, глина, гравий, вода, фильтровальная бумага, 2 воронки, 2 стакана. План урока. I. Воды суши. II. Изучение нового материала. 1. Условия образования подземных вод. 2. Грунтовые и межпластовые воды. Родники. Условия образования источников. 3. Использование и охрана подземных вод. III. Обсуждение проблемных ситуаций и вопросов. ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя. “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…” (Антуан де Сент-Экзюпери) У воды много удивительных свойств, которые делают её непохожей на все другие вещества. И среди них есть одно, самое необычайное – её бессмертие. Сколько бы воды человечество не потребляло, от этого её общее количество на планете не уменьшается. Почему пресная вода на планете не иссякает? (Круговорот воды в природе) Расскажите, как происходит круговорот воды в природе? Воды суши Работа по схеме: “Воды суши”. Перечислите, что относится к водам суши? Что влияет на воды суши? Как человек может влиять на воды суши в результате хозяйственной деятельности? <Приложение 1, схема “Воды суши”> “Поющий” родник. (Ученик читает стихотворение) В тени деревьев серебрится Вода лесного родника. И люди едут насладиться Его водой издалека. Дороже злата им и хлеба Кристально чистая вода. Энергию земли и неба Родник пронес нам сквозь года. Они спешат, летят мгновенья, Родник — ты вечный всем причал, Ты маг — источник вдохновенья, В тебе начало всех начал. Живут, сменяясь, поколенья Под бьющий, трепетный мотив. Природы чудного явленья, Что дремлет, косы распустив. (Лидия Заева – учитель школы № 52, г. Саратова) Что вы знаете о роднике? Какая вода в роднике? Почему вода в роднике или в колодце чистая, холодная? А на самом деле, как вода попала под землю? II. Изучение нового материала. а) Демонстрация опыта: учителю помогает ученик. Посмотрите перед вами два стакана, две воронки. В воронке № 1 – песок, в воронке № 2 – глина. Нальём одновременно в обе воронки воду. Что же мы наблюдаем? (Песок воду пропустил, а глина – нет). Какой вывод можно сделать? (Одни горные породы пропускают воду, а другие – задерживают). б) Заполните таблицу в тетради. Горные породы | водопроницаемые | водонепроницаемые | (Горные породы: песок, кварцит, мрамор, гравий, гранит, галька, базальт) Сравните скорость просачивания двух водопроницаемых горных пород: песок, гравий. (Учитель наливает одновременно воду в воронки, в которых гравий и песок) Что лучше пропускает воду: песок или гравий? Почему? 1. Самостоятельная работа учащихся. Условия образования подземных вод. 1-й вариант: - Прочитайте п.29, п.1 стр.83. Учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.
- Какая вода называется подземной, грунтовой?
Какие горные породы называются водопроницаемые, водонепроницаемые? Объясните, существует ли связь между количеством осадков и грунтовыми водами? В чём она проявляется? 2. Грунтовые и межпластовые воды. 2-й вариант: - Прочитайте параграф 29, п.2. стр. 84-85.
- Какая вода называется грунтовой, межпластовой?
Какие условия необходимы для образования грунтовых вод? Какой слой горных пород называется водоносным, водоупорным? Изменяется ли количество грунтовых вод в разное время года? Могут ли грунтовые воды выходить на поверхность Земли? При каких условиях? (Проверка самостоятельной работы) - Беседа по прочитанному материалу учебника, с использованием слайдов “Образование подземных вод” и графопроектора или раздела мультимедийного учебника для 6-го класса и компьютера.
- Покажите на рисунках слайдов грунтовые, межпластовые воды.
В чём отличие грунтовых вод от межпластовых вод? Покажите на рисунке область питания грунтовых вод и межпластовых вод? Почему уровень грунтовых вод не остаётся постоянным? “Родники. Условия образования источников”. 1. Просмотр электронной презентации исследовательской работы “Родники г. Кувшиново”, выполненной группой учащихся 6-го класса. <Приложение 2> Почему ключ (родник) выглядит как маленький фонтанчик? Почему говорят, что ключ бьёт? 2. Краткое описание исследовательской работы учащихся. <Приложение 3> Дебит родника – объём воды в единицу времени. Дебит родника можн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.12 | Просмотров: 3419
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|