Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок Природные зоны Северной Америки
Автор(ы): Миненко Ольга Николаевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи урока: Показать особенности расположения природных зон Северной Америки. Дать характеристику природных зон континента. Развивать умение работать с картами. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: Карта природных зон мира, интерактивные карты – климатическая, природных зон; презентация. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Объявление целей и задач урока. (Слайды 1, 2. Приложение 1) II. Изучение нового материала. Природные зоны Северной Америки. - Какие природные зоны есть в Северной Америке?
- Назовите их, пользуясь картами атласа.
Работа с картами атласа, по ходу работы заполняется таблица в тетради. (Слайд 3) Сделайте вывод о взаимосвязи природных компонентов на примере рассмотренных природных зон. Примечание. Уровень самостоятельности учащихся зависит от подготовленности конкретного класса. Колонки 2-7 заполняются учащимися на основе работы с климатической и почвенной картой Северной Америки атласа; при затруднении учащихся интерактивная карта выводится на экран, работа совместно с учителем проводится поэтапно. По мере изучения природных зон и отработке навыков работы с картой уровень самостоятельности может возрастать. Колонки 8-9 заполняются на основе карты природных зон атласа, просмотра презентации и комментарий учителя. АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ (Слайды 4-5) - На основе таблицы сделайте вывод: какие природные условия характерны для природной зоны арктических пустынь? Как проявляется взаимосвязь природных компонентов? Комментарии учителя. Практически вся территория арктических пустынь покрыта круглый год безжизненной пеленой снега и льда. Но в местах, освобождающихся от снега и льда во время недолгого и холодного лета, растут мхи, лишайники, которыми питается сохранившийся здесь с доледниковых времён овцебык. Жизнь других крупных животных арктических пустынь – белых медведей, моржей, тюленей – связана с морем. Именно здесь они могут найти необходимую пищу. (Слайды 6-8) ТУНДРА И ЛЕСОТУНДРА (Слайды 9-10) - На основе таблицы сделайте вывод: какие природные условия характерны для природной зоны тундры? Как проявляется взаимосвязь природных компонентов? Комментарии учителя. Природная зона формируется в условиях сурового климата (длинная холодная сухая зима, короткое прохладное влажное лето), многолетней мерзлоты. Тундра – безлесное пространство с большим количеством озёр и болот и низкорослой растительностью. Здесь растут мхи, лишайники, черника, голубика, а южнее – карликовые берёзы и ивы. Разнообразнее и животный мир: водятся северные олени, песец, полярный волк, лемминги, белая куропатка, полярная сова и много других птиц. (Слайды 11-14) ТАЙГА (Слайды 15-16) - Какие природные условия характерны для природной зоны тайги? Как проявляется взаимосвязь природных компонентов? Комментарии учителя. В условиях прохладного лета и избыточного увлажнения сформировалась природная зона тайги. По сравнению с тайгой Евразии, североамериканская тайга имеет более богатый животный и растительный мир, так как здесь выше среднегодовые температуры. В растительности преобладают хвойные виды с примесью мелколиственных пород. Здесь растут чёрная и белая ель, американская лиственница, бальзамическая пихта, различные сосны. В горных районах встречается секвойя – настоящий символ Америки. Это самое высокое растение на Земле – высота деревьев превышает 100 м. В тайге обитают бурый медведь, рысь, куница, росомаха, чернохвостый олень и вапити, лось, скунс и др. (Слайды 17-20) СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА (Слайды 21-22) - Какие природные условия характерны для природной зоны смешанных и широколиственных лесов? Как проявляется взаимосвязь природных компонентов? Комментарии учителя. Смешанные леса имеют переходный характер от тайги к широколиственным, а вот сами широколиственные леса сохранились лишь в Аппалачах. Эта природная зона обладает чрезвычайным растительным разнообразием. Здесь растут каштан, дуб, бук, платан, ясень, осина, клён, берёза, липа, ели, сосны, пихты и др. Животный мир схожь с животным миром тайги, однако гораздо богаче из-за обширной кормовой базы и более благоприятного климата. (Слайды 23-25) ЛЕСОСТЕПИ И СТЕПИ (Слайды 26-27) - Какие природные условия характерны для природной зоны лесостепей и степей? Как проявляется взаимосвязь природных компонентов? Комментарии учителя. Континентальный климат с жарким летом, холодной зимой и сравнительно небольшим количеством осадков способствует формированию природной зоны степей, которые в Северной Америке называют прерии. Обширные безлесные пространства покрыты травянистой растительностью: здесь растут ковыль, бородач, типчак, бизонова трава и другие злаки. Здесь обитают степная лисица, степной волк – койот, луговые собачки. Кстати, эти животные образуют самые большие колонии. Самое крупное животное прерий – бизон. К сожалению, из-за активного отстрела этих животных стада бизонов значительно сократились. Более того, если бы человечество вовремя не одумалось, этим удивительным животным грозило бы полное исчезновение. Первоначальные степные пространства практически полностью распаханы: ведь прерии – главный сельскохозяйственный район Северной Америки. Здесь выращивают зерновые и другие культурные растения. (Слайды 28-31) ПОЛУПУСТЫНИ И ПУСТЫНИ (Слайды 32-33) - Какие природные условия характерны для природной зоны полупустыни и пустыни? Как проявляется взаимосвязь природных компонентов? Комментарии учителя. На внутренних плоскогорьях Кордильер ощущается острый дефицит влаги. Здесь сформировалась природная зона полупустынь и пустынь. Пустыни Северной Америки не такие безжизненные как, например, в Африке или Австралии. Кое-где даже есть сплошной растительный покров. Здесь растут чёрная полынь, лебеда, а южнее – кактусы, колючие кустарники, агавы, юкка. Животный мир представлен в основном пресмыкающимися, которые прячутся в тени или ведут ночной образ жизни. Здесь же расположено самое жаркое и засушливое место Северной Америки – Долина Смерти. (Слайды 34-37) - Почему природные зоны умеренного пояса Северной Америки имеют не широтное, а меридиональное расположение? ПЕРЕМЕННО-ВЛАЖНЫЕ ЛЕСА (Слайды 38-39) Последняя природная зона не разбирается на уроке, предлагается детям в качестве домашнего задания. III. Домашнее задание. (Слайд 40) 1. § 55 (Природные зоны Северной Америки). Закончить таблицу. 2. Творческое задание (по желанию). 3. Подготовить презентацию, буклет, фоторепортаж и т.д. по какой-либо природной зоне Северной Америки. IV. Закрепление изученного. Географическая игра “Крестики-нолики”. (Приложение 2) Правила игры. Класс делится на две команды – “Крестики” и “Нолики”. Дети по очереди выбирают номер вопроса, на который будут отвечать. При правильном ответе команда на соответствующем поле имеет право поставить свой логотип – крестик или нолик соответственно. Победитель – команда, которой удасться заполнить три вертикальных, горизонтальных или диагональных поля своим логотипом (как в игре “крестики-нолики). Если же сделать этого не удалось ни одной команде – объявляется ничья. Использованные материалы - В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев “География материков и океанов. 7класс” Москва, “Дрофа”, 2006.
- Географический атлас 7-й кл.
- Энциклопедия “Кирилл и Мефодий”.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Greenland_scenery.jpg
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Polar_Bear_2004-11-15.jpg
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Walrus.jpg
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.13 | Просмотров: 3147
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|