Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок географии в 6-м классе. Тема: Воды суши. Реки - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок географии в 6-м классе. Тема: Воды суши. Реки


Автор(ы): Серова Людмила Владимировна, Заместитель директора по УВР, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Важнейшая задача современной школы: “Научить учиться самостоятельно”. Воплотить элементы самообразования в школе может с успехом методика индивидуально-группового обучения (ИГО).
Она развивает интерес к процессу учебы, делает получение знаний активным, что способствует усвоению информации без механического заучивания.
Методика ИГО позволяет учителю наладить обратную связь с каждым ребенком, что дает возможность оказывать своевременную помощь каждому нуждающемуся. Надо построить уроки таким образом, чтобы ученик сначала был вынужден, а потом и привык для получения знаний задействовать свои мыслительные способности.
Можно много добиться, заменив старую схему получения знаний в школе: “Учитель – Ученик – Учебник” на новую: “Учитель – Учебник – Ученик”.
Роль учителя при этом нисколько не умаляется, а лишь видоизменяется.
Основное отличие новой схемы обучения заключается в том, что разговорная форма на первом этапе изучения темы заменяется письменным аналитическим творчеством. Новая схема получения знаний приучает школьников к ежедневному труду, самостоятельности, учит отвечать за себя, то есть делает ребенка личностью.
Суть метода индивидуально-группового обучения:
1) Учащиеся до изучения темы получают индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых напечатаны вопросы по теме и оставлены места для ответов.
2) Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. Задания в ИЛО содержат вопросы, предполагающие прояснение смысла слов, выявления причинно – следственных связей, выделение признаков усваиваемых понятий и их связь с другими понятиями, развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, конкретизация и т.д.).
Дети в силу различных причин усваивают материал с разной скоростью, некоторые отвлекаются во время объяснения учителя. Психологи говорят, что учащиеся воспринимают лишь от 25% до 85% сказанного преподавателем, а через 30 минут в памяти остается 60% первоначальной информации. Поэтому индивидуальная работа необходима именно на первоначальном этапе изучения темы.
3) На уроке задание обсуждается, ликвидируются пробелы в знаниях. Учитель расширяет и углубляет знания учащихся по теме, с его помощью приобретается навык и умения пользоваться полученными знаниями.
На уроках географии большую часть времени работаем с географическими картами (настенными и атласами), ищем объекты, сравниваем, описываем их географическое положение.
Работаем группами сменного состава, парами и индивидуально.
Преимущества методики индивидуально-группового обучения.
Методика ИГО позволяет:
  • научить детей работать с текстом;
  • выделять главное;
  • осмысливать географические понятия;
  • определять уровень и качество изучения материала каждым из учащихся
  • оказывать своевременную помощь каждому учащемуся при изучении текущей темы.
Конечно, на учителя ложится дополнительная нагрузка. Ведь нужно составить ИЛО, распечатать их на каждого ученика, а затем проверить ответы.
“Но цель оправдывает средства!”
Функции учителя как наставника и консультанта:
  • осуществляет общее руководство образовательным процессом ученика, его построением и ходом реализации;
  • заботится о создании необходимых условий для осуществления образования и самообразования в школе и дома;
  • прививает ученику интерес к самообразованию и навыки самостоятельной учебной работы;
  • поощряет ростки творческого подхода к учебе;
  • рекомендует дополнительную литературу по своему предмету.
Результаты работы по методике ИГО:
  • все учащиеся класса изучают параграф учебника от первой и до последней строчки;
  • метод ИГО более справедлив к детям. Если учащиеся познакомились с новым материалом дома, они могут хорошо проявить себя во время обсуждения на уроке, где закрепляется, расширяется и углубляется полученная информация, упрочить в себе чувство успеха, что особенно важно для слабых детей.
  • у учащихся больше времени для того, чтобы осмыслить некоторые понятия, прояснить непонятные слова, чем на обычном уроке. Дома можно поразмыслить над вопросом подольше.
  • обратная связь существует на каждом уроке. Она дает возможность вовремя оказывать помощь ученику.
  • появляется дополнительное время для изучения нового материала, т.к. в 6-м классе на изучение географии отводится 1 час в неделю.
“Самое главное в жизни – уметь учиться” (П. Шеперд)
Добывание знаний самостоятельно есть первый настоящий труд ребенка, труд творческий, который может помочь ребенку управлять собой.

Урок географии в 6-а классе

Тема: Воды суши. Реки.
Цели:
  1. Развитие и становление познавательных сил Ребенка через наблюдательность, внимательность, умение слушать, самостоятельность и сотрудничество.
  2. Обеспечение творческого развития Ребенка через расширение и углубление знаний и умений при работе с географическими картами.
  3. Облагораживание души и сердца Ребенка через ответственность за свои поступки, сопереживание и радость коллективного труда.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, таблицы: “Речная долина”, “Равнинная река”, “Горная река”, “Водопад”.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
2. Проверка ИЛО №23 (индивидуальные листы обучения).
Какие вопросы вам непонятны или вы не нашли ответа?
3. Взаимопроверка.
4. Терминологический тест.
1. Поток воды, текущий в выработанном им русле называется:
а) река;
б) канал;
в) ручей.
2. Широкое понижение в рельефе, образованное рекой, называется:
а) руслом реки;
б) речной долиной;
в) ущельем.
3. Углубление в котором постоянно течет река называют:
а) долиной;
б) ущельем;
в) руслом.
4. Место откуда река берет свое начало:
а) устье;
б) приток;
в) исток.
5. Место, где река впадает в другой водный объект, называют:
а) приток;
б) устье;
в) исток.
6. Главная река со всеми притоками называется:
а) речная система;
б) бассейн реки;
в) водораздел.
7. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называют:
а) бассейн реки;
б) речная система;
в) водораздел.
8. Граница, разделяющая речные бассейны, называется:
а) бассейн;
б) водораздел;
в) речная система.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.14 | Просмотров: 1732

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340