Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок географии в 6-м классе. Тема: Воды суши. Реки
Автор(ы): Серова Людмила Владимировна, Заместитель директора по УВР, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Важнейшая задача современной школы: “Научить учиться самостоятельно”. Воплотить элементы самообразования в школе может с успехом методика индивидуально-группового обучения (ИГО). Она развивает интерес к процессу учебы, делает получение знаний активным, что способствует усвоению информации без механического заучивания. Методика ИГО позволяет учителю наладить обратную связь с каждым ребенком, что дает возможность оказывать своевременную помощь каждому нуждающемуся. Надо построить уроки таким образом, чтобы ученик сначала был вынужден, а потом и привык для получения знаний задействовать свои мыслительные способности. Можно много добиться, заменив старую схему получения знаний в школе: “Учитель – Ученик – Учебник” на новую: “Учитель – Учебник – Ученик”. Роль учителя при этом нисколько не умаляется, а лишь видоизменяется. Основное отличие новой схемы обучения заключается в том, что разговорная форма на первом этапе изучения темы заменяется письменным аналитическим творчеством. Новая схема получения знаний приучает школьников к ежедневному труду, самостоятельности, учит отвечать за себя, то есть делает ребенка личностью. Суть метода индивидуально-группового обучения: 1) Учащиеся до изучения темы получают индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых напечатаны вопросы по теме и оставлены места для ответов. 2) Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. Задания в ИЛО содержат вопросы, предполагающие прояснение смысла слов, выявления причинно – следственных связей, выделение признаков усваиваемых понятий и их связь с другими понятиями, развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, конкретизация и т.д.). Дети в силу различных причин усваивают материал с разной скоростью, некоторые отвлекаются во время объяснения учителя. Психологи говорят, что учащиеся воспринимают лишь от 25% до 85% сказанного преподавателем, а через 30 минут в памяти остается 60% первоначальной информации. Поэтому индивидуальная работа необходима именно на первоначальном этапе изучения темы. 3) На уроке задание обсуждается, ликвидируются пробелы в знаниях. Учитель расширяет и углубляет знания учащихся по теме, с его помощью приобретается навык и умения пользоваться полученными знаниями. На уроках географии большую часть времени работаем с географическими картами (настенными и атласами), ищем объекты, сравниваем, описываем их географическое положение. Работаем группами сменного состава, парами и индивидуально. Преимущества методики индивидуально-группового обучения. Методика ИГО позволяет: - научить детей работать с текстом;
- выделять главное;
- осмысливать географические понятия;
- определять уровень и качество изучения материала каждым из учащихся
- оказывать своевременную помощь каждому учащемуся при изучении текущей темы.
Конечно, на учителя ложится дополнительная нагрузка. Ведь нужно составить ИЛО, распечатать их на каждого ученика, а затем проверить ответы. “Но цель оправдывает средства!” Функции учителя как наставника и консультанта: - осуществляет общее руководство образовательным процессом ученика, его построением и ходом реализации;
- заботится о создании необходимых условий для осуществления образования и самообразования в школе и дома;
- прививает ученику интерес к самообразованию и навыки самостоятельной учебной работы;
- поощряет ростки творческого подхода к учебе;
- рекомендует дополнительную литературу по своему предмету.
Результаты работы по методике ИГО: - все учащиеся класса изучают параграф учебника от первой и до последней строчки;
- метод ИГО более справедлив к детям. Если учащиеся познакомились с новым материалом дома, они могут хорошо проявить себя во время обсуждения на уроке, где закрепляется, расширяется и углубляется полученная информация, упрочить в себе чувство успеха, что особенно важно для слабых детей.
- у учащихся больше времени для того, чтобы осмыслить некоторые понятия, прояснить непонятные слова, чем на обычном уроке. Дома можно поразмыслить над вопросом подольше.
- обратная связь существует на каждом уроке. Она дает возможность вовремя оказывать помощь ученику.
- появляется дополнительное время для изучения нового материала, т.к. в 6-м классе на изучение географии отводится 1 час в неделю.
“Самое главное в жизни – уметь учиться” (П. Шеперд) Добывание знаний самостоятельно есть первый настоящий труд ребенка, труд творческий, который может помочь ребенку управлять собой. Урок географии в 6-а классе Тема: Воды суши. Реки. Цели: Развитие и становление познавательных сил Ребенка через наблюдательность, внимательность, умение слушать, самостоятельность и сотрудничество. Обеспечение творческого развития Ребенка через расширение и углубление знаний и умений при работе с географическими картами. Облагораживание души и сердца Ребенка через ответственность за свои поступки, сопереживание и радость коллективного труда. Оборудование: физическая карта мира, атласы, таблицы: “Речная долина”, “Равнинная река”, “Горная река”, “Водопад”. ХОД УРОКА 1. Орг. момент. 2. Проверка ИЛО №23 (индивидуальные листы обучения). Какие вопросы вам непонятны или вы не нашли ответа? 3. Взаимопроверка. 4. Терминологический тест. 1. Поток воды, текущий в выработанном им русле называется: а) река; б) канал; в) ручей. 2. Широкое понижение в рельефе, образованное рекой, называется: а) руслом реки; б) речной долиной; в) ущельем. 3. Углубление в котором постоянно течет река называют: а) долиной; б) ущельем; в) руслом. 4. Место откуда река берет свое начало: а) устье; б) приток; в) исток. 5. Место, где река впадает в другой водный объект, называют: а) приток; б) устье; в) исток. 6. Главная река со всеми притоками называется: а) речная система; б) бассейн реки; в) водораздел. 7. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называют: а) бассейн реки; б) речная система; в) водораздел. 8. Граница, разделяющая речные бассейны, называется: а) бассейн; б) водораздел; в) речная система.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.14 | Просмотров: 1732
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|