Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Методическая разработка урока Изучение волновых свойств света
Автор(ы): Неретина Ирина Валерьевна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Используя компьютерное моделирование, познакомиться с понятиями интерференции, дифракции и поляризации света.
- Выявить и проанализировать зависимость интерференции, дифракции и поляризации от различных факторов.
Оборудование урока: компьютерный класс, интерактивная доска, диск ООО «Физикон» открытая физика. План урока: 1. Организационный момент: класс делится на три группы, каждая из которых в дальнейшем получит свое задание. Внутри группы выбираются: координатор действий, экспериментатор, оформитель результатов и докладчик. 2. Объяснение нового материала. Квантово-волновой дуализм понятия света: в одних ситуациях свет ведет себя как поток «частиц» - квантов, а в других проявляет волновые свойства. К последним относятся все свойства электромагнитных волн: интерференция, дифракция и поляризация. Интерференция - сложение двух и более когерентных волн, вследствие которого наблюдается устойчивая картина усиления или ослабления световых колебаний в разных точках пространства. Когерентные волны это волны с одинаковой частотой и постоянной разность фаз. В природе нет когерентных источников света, так как свет излучается «обрывками» волн длиной порядка 1 метра - цугами. Синхронизировать цуги не представляется возможным. Поэтому когерентные световые волны получают путем разделения одного и того же пучка или при помощи лазеров. К способам разделения можно отнести: опыт Юнга, кольца Ньютона, зеркало Ллойда, бипризма Френеля, тонки пленки. Дифракция - явление огибания волнами препятствий, размеры которых соизмеримы с длиной световой волны (0,1 мкм). В результате дифракции накладываются когерентные световые волны, приходящие из разных точек, и наблюдается интерференция волн. Различают дифракцию на препятствии и на отверстиях. Поляризация света - выделение из естественного света световых колебаний с определенным направлением электрического вектора. Естественный свет является неполяризованным, так как содержит волны со всевозможными направлениями колебаний векторов Е и В, перпендикулярными направлению распространения волны. Поляризаторы обладают способностью пропускать световые волны с колебаниями векторов Е и В только в одной плоскости. Меняя положение второго поляризатора (анализатора) можно делать вывод о плоскости поляризации. 3. Практическая часть. К доске приглашаются координаторы от каждой группы учеников. Они получают задание на группу. Задание первой группе: исследуйте явление интерференции, результаты исследования представьте в виде таблицы. Задание второй группе: исследуйте явление дифракции, результаты исследования представьте в виде таблицы. Задание третий группе: исследуйте явление поляризации света, результаты исследования представьте в виде таблицы. По возвращению в группу, координатор раздает мини задание каждому члену команды. При необходимости можно воспользоваться теоретической помощью. Для этого дети одевают наушники и в индивидуальном режиме прослушивают повторное объяснение материала с диска. Когда мини задания в группе выполнены, их результаты сводят в таблицу, с которой докладчик и направляется к интерактивной доске. По очереди докладчики от каждой группы рассказывают всему классу о результатах своих исследований и заносят краткую информацию в сводную таблицу. Ученик делает выводы. Результаты исследования (Сводная таблица) Изучаемоеявление
| От чегозависит
| Как зависит
| 1. Интерференция а)на модели опыта Юнга
| а)от длины волны. отрасстояния между щелями.
| а)При увеличении длины волны расстояние между спектральными линиями увеличивается. Положениецентрального максимума не изменяется. Спектральныелинии располагаются чаще, но ширина их становится меньше
| б)на модели колец Ньютона
| б)от длины волны. отрадиуса кривизны линзы
| б)радиус колец увеличивается; радиусколец увеличивается
| 2. Дифракция а)на шаре,
| а)от длины волны; отрадиуса шара.
| а)в центре – максимум, при увеличении длины волны радиус колец незначительноуменьшается; приувеличении радиуса шара, в центре максимум, его размеры уменьшаются, аобласть минимума увеличивается
| б)на круглом отверстии
| б)от длины волны; отрадиуса отверстия
| б)при увеличении длины волны область нулевого максимума плавно увеличивается; приувеличении радиуса отверстия размер нулевого максимума ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.19 | Просмотров: 1724
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|