Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка урока Изучение волновых свойств света - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Методическая разработка урока Изучение волновых свойств света


Автор(ы): Неретина Ирина Валерьевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. Используя компьютерное моделирование, познакомиться с понятиями интерференции, дифракции и поляризации света.
  2. Выявить и проанализировать зависимость интерференции, дифракции и поляризации от различных факторов.
Оборудование урока: компьютерный класс, интерактивная доска, диск ООО «Физикон» открытая физика.
План урока:
1. Организационный момент: класс делится на три группы, каждая из которых в дальнейшем получит свое задание. Внутри группы выбираются: координатор действий, экспериментатор, оформитель результатов и докладчик.
2. Объяснение нового материала.
Квантово-волновой дуализм понятия света: в одних ситуациях свет ведет себя как поток «частиц» - квантов, а в других проявляет волновые свойства. К последним относятся все свойства электромагнитных волн: интерференция, дифракция и поляризация.
Интерференция - сложение двух и более когерентных волн, вследствие которого наблюдается устойчивая картина усиления или ослабления световых колебаний в разных точках пространства. Когерентные волны это волны с одинаковой частотой и постоянной разность фаз. В природе нет когерентных источников света, так как свет излучается «обрывками» волн длиной порядка 1 метра - цугами. Синхронизировать цуги не представляется возможным. Поэтому когерентные световые волны получают путем разделения одного и того же пучка или при помощи лазеров. К способам разделения можно отнести: опыт Юнга, кольца Ньютона, зеркало Ллойда, бипризма Френеля, тонки пленки.
Дифракция - явление огибания волнами препятствий, размеры которых соизмеримы с длиной световой волны (0,1 мкм). В результате дифракции накладываются когерентные световые волны, приходящие из разных точек, и наблюдается интерференция волн.
Различают дифракцию на препятствии и на отверстиях.
Поляризация света - выделение из естественного света световых колебаний с определенным направлением электрического вектора. Естественный свет является неполяризованным, так как содержит волны со всевозможными направлениями колебаний векторов Е и В, перпендикулярными направлению распространения волны. Поляризаторы обладают способностью пропускать световые волны с колебаниями векторов Е и В только в одной плоскости. Меняя положение второго поляризатора (анализатора) можно делать вывод о плоскости поляризации.
3. Практическая часть. К доске приглашаются координаторы от каждой группы учеников. Они получают задание на группу.
Задание первой группе: исследуйте явление интерференции, результаты исследования представьте в виде таблицы.
Задание второй группе: исследуйте явление дифракции, результаты исследования представьте в виде таблицы.
Задание третий группе: исследуйте явление поляризации света, результаты исследования представьте в виде таблицы.
По возвращению в группу, координатор раздает мини задание каждому члену команды. При необходимости можно воспользоваться теоретической помощью. Для этого дети одевают наушники и в индивидуальном режиме прослушивают повторное объяснение материала с диска.
Когда мини задания в группе выполнены, их результаты сводят в таблицу, с которой докладчик и направляется к интерактивной доске. По очереди докладчики от каждой группы рассказывают всему классу о результатах своих исследований и заносят краткую информацию в сводную таблицу. Ученик делает выводы.
Результаты исследования (Сводная таблица)
Изучаемоеявление
От чегозависит
Как зависит
1. Интерференция
а)на модели опыта Юнга
а)от длины волны.
отрасстояния между щелями.
а)При увеличении длины волны расстояние между спектральными линиями увеличивается.
Положениецентрального максимума не изменяется.
Спектральныелинии располагаются чаще, но ширина их становится меньше
б)на модели колец Ньютона
б)от длины волны.
отрадиуса кривизны линзы
б)радиус колец увеличивается;
радиусколец увеличивается
2. Дифракция
а)на шаре,
а)от длины волны;
отрадиуса шара.
а)в центре – максимум, при увеличении длины волны радиус колец незначительноуменьшается;
приувеличении радиуса шара, в центре максимум, его размеры уменьшаются, аобласть минимума увеличивается
б)на круглом отверстии
б)от длины волны;
отрадиуса отверстия
б)при увеличении длины волны область нулевого максимума плавно увеличивается;
приувеличении радиуса отверстия размер нулевого максимума ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.19 | Просмотров: 1724

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340