Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Литература (уроки по литературному краеведению) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Литература (уроки по литературному краеведению)


Автор(ы): Рагулина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Урок №1. “Строкой любви и состраданья” (Юрий Асмолов. Личность поэта.

Знакомство с лирикой)
Цель:
  • продолжить воспитание духовно-нравственных традиций у школьников 9-х классов,
  • расширить границы факультативного курса "Связь времён",
  • познакомить с творчеством и личностью поэта-земляка Ю. Асмолова,
  • формировать у учащихся компетенции.
Оборудование: выставка книг поэта, портрет писателя, детские рисунки, магнитофонная запись музыки, цветные фотографии из современных журналов
Поэзия - не только "восторг любви", но в первую очередь - сочувствие.
Ю. Асмолов
Ход урока
Звучат начальные такты музыки (песня в исполнении С.Беликова "Моя деревня")
  1. Вступительное СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Мы расширяем границы факультативного курса "Связь времён", знакомимся со сборником стихов курского поэта Юрия Асмолова "Строкой любви и состраданья". Так я и назвала наш урок. Обратите внимание на эпиграф. Это слова самого автора. А так ли это?
  2. Вы уже держали в руках книгу нашего современника и земляка, дома имели возможность прочитать её и даже выполнить определённые задания в соответствии со своими пристрастиями и возможностями.
  3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА по восприятию стихотворений. Читая книгу, каждый нашёл в ней что-то своё. Образовалась группа историографов, литературоведов, оформителей и текстологов
  1. О каких находках расскажут историографы? Что важного для истории почерпнули вы в сборнике? Учащиеся освещают подготовленные ими дома исследовательские вопросы
  2. Биографические сведения об авторе, его корнях и родстве. /Родился 3.02.1961 года в г.Курске. Но так как родители,
    недавно переселившиеся из близлежащих деревень Фатежского района, мыкались по чужим квартирам и общежитиям. 9-месячного малыша отвезли на родину отца - и с. Молотычи, где он и прожил раннее детство с бабушкой и дедушкой, окруженный их заботой и любовью. Ещё в школьные годы приобрел профессию шофёра, окончил летные курсы при ДОСААФ, потом служба в армии; после - сельхозинститут, приобрёл профессию инженера-механика и 5 лет работал в одном из пригородных колхозов. А теперь Агроснаб, где ныне поэт работает главным инженером и "шоферит по бесплатному совместительству" на ближних и дальних расстояниях.
Огромные российские пространства, хорошее знание жизни в глубинке, широта кругозора и кровное родства с курской землёй - вот где подглядел поэт сюжеты своих стихотворений, вот откуда черпает он свое` вдохновение, В его стихах отразились впечатления детства, все, что впитал он от своих бабки с дедом; чувство доброты, сострадания, уважение к народно-христианским традициям - стихотворение "Чернозёмная полоса" с.30,37/.
Делается ПЕРВЫЙ ВЫВОД о разнообразии интересов поэта, как следствии - разнообразии тематики стихотворений
  1. Отражённые в стихах исторические события, их авторская оценка, позиция автора. Второй вывод -стихи указывают на определённость взглядов писателя, его смелость, твёрдость убеждений. /Первый поэтический сборник Юрия Асмолова вышел в курском книгоиздательстве "Крона" в 1995году тиражом 2000 экземпляров. Он назывался "Просиней". В1996 г. вышла вторая его книга - "На крутояре", мы же знакомимся с третьей его книгой, изданной в 2000г., - "Строкой любви и состраданья". Даже внешний вид книги свидетельствует о том, что теперь весомее звучат его стихи, поэт твёрже стоит на своих позициях.
Ю. Асмолов очень внимательно относится к истории родной страны, некоторые исторические и политические события нашли отражение в его стихах; татаро-монгольское иго и пограничная роль Курска в Древней Руси, Великий Октябрь, Великая Отечественная, "чёрный" период безвластия и Перестройка. Он бесстрашно дает оценку заказным убийствам, войне в Чечне. Вот некоторые его строки:
Жизнь цепляет меня за живое.
Так случилось: и я посетил
В роковые минуты сей мир.
Ветер века ярится и воет...
Отдельные его стихотворения остропублицистичны:
А на вершине власти - новый пир:
Вручают, обмывают ордена...
Всё приучают к новой вере –
Талдычат нам: "Идём вперёд...
Но где тут зад? Но где тут перед? -
Теперь сам чёрт не разберет...
Этот писатель не боится смотреть правде в глаза, имеет собственную позицию и открыто высказывает её читателям. Он не просто интересуется политикой, он "горюет и скорбит " вместе с народом/.
  1. Конкретные географические названия, которые встречаются в сборнике, свидетельствуют о крепкой связи с родными местами.
ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО: историографы подготовили нас к восприятию поэзии нашего земляка, начинает постепенно складываться образ автора.
Учитель вывешивает портрет писателя в качестве дополнения к образному ряду, который начал формироваться у слушателей.
  1. Работа с текстом
  • Какое из стихотворений сборника вызвало у вас наиболее яркое впечатление, эмоциональный ответ вашей души? К каким стихотворениям сборника вы в первую очередь отнесли бы эпиграф сегодняшнего урока?
  • Теперь настала очередь текстологов
  1. Учащиеся приступают к выразительному чтению стихотворений, отмечают наиболее яркие строки, комментируют то, что тронуло струны их души. Текстологи говорят о душевности стихотворений, об их поучительности, комментируют те личные переживания, на которые натолкнуло знакомство с лирикой поэта
ВЫВОД, к которому приходят учащиеся, говорит о наиболее актуальных для автора проблемах.
  1. Текстологи предлагают подобранные ими иллюстрации из современных журналов, подходящие к различным стихотворениям Ю. Асмолова, говорят об актуальности и современности проблематики, о связи времён.
Звучат стихотворения "Брошенка", "Котёнок", "Родная глушь", "Бабка Катерина", "Виталька", "Апрельское", "Курск", "Как дальше жить".
  1. Литературоведы отмечают многообразие и традиционность для русской поэзии тем, связь с русской классикой; останавливаются на родстве с поэзией Сергея Есенина; отмечают традиционные средства художественной выразительности. Постепенно складывается образ лирического героя, вырисовывается своеобразие художественного мира поэта. /Творчество Ю. Асмолова очень близко к поэзии С.А.Есенина. Их стихотворения объединяет многое. Особенное место занимают у обоих писателей Родина, деревня, природа; они используют "природные" образы для описания предметов и явлений, времени года и дня, Так, например. Юрий Асмолов пишет о вечере
Снова малинник зари
Ломает сумрак - медведь...
К берёзам поэт обращается тоже совсем по-есенински "Берёзоньки-девчата мне перескажут сны...".
Этих поэтов сближают образы их лирических героев, которые всегда являются простыми людьми ("от земли"), выходцами из деревни, переживающим ми за судьбу Родины, за её будущее и настоящее. В поэзии Ю. Асмолова есть стихи с непосредственным признанием в любви к поэзии Есенина. Их роднит многое: любовь к женщине. Родине, всему живому; система образов и выразительных средств, - но вместе с тем очень чётко видна разница в тональности их стихотворений. Сергей Есенин писал о деревне с горечью, печалью, Асмолов же, наоборот, - пишет стихотворения с оптимистическим настроением, с надеждой на лучшее будущее своего родного края, своего Курска./ Учитель подводит к очередному выводу: какую "особинку" в творчестве вы подметили, в чём, по-вашему, своеобразие художника слова Юрия Асмолова? /Поэт опирается на опыт прошлого, но в то же время, он наш современник, т.к. остро чувствует сегодняшний день, проникает в психологию своих героев. Юрий Асмолов - продолжатель традиций классической поэзии, но вместе с тем его образы свежи, современны, узнаваемы. Его стихи рождают образы в цвете, красках, музыке, толкают на откровения/
Оформители представляют к защите собственные рисунки, примеры цветослова.
  1. Самостоятельная поисковая работа по заданию учителя: сборник наполнен сокровенными мыслями поэта, его переживаниями; речь образна, афористична. Отметьте строчки, которые несут в себе народную мудрость
  2. /работа проходит под музыку, с которой начинался урок/
Учащиеся зачитывают найденные строки, предлагают свои экспромты в подражание поэту:
    "Апрельское"
    Тянется клин за клином -
    Ищут родную болотину.
    Не променяли родину
    На либеральный климат.
    "Котёнок"
    Тёплый - теплый, словно грелка.
    За ушком коль поскрести.
    Заведёшься тарахтелкой -
    Тарахти же, тарахти.
    "Бабка Катерина" Провожая, как родного сына.
    Подождав мой переход пруда,
    Машет вслед мне бабка Катерина,
    Может быть, прощаясь навсегда...
    "Родная глушь" Родная глушь!
    Здесь грусть светлей и тише...
    "Брошенка" А старушку грызли
    Мысли, словно черти,
    О далекой жизни
    И о близкой смерти
    Хочется стихи слагать
    Сильные и нужные
    Все реки к устьям катят воды,
    И наши судьбы - им сродни...
    Край отеческий - не рай,
    Но чудесен, славен.
    Для меня всех других напевней
    Родниковые наши слова –
    Ими названы сёла, деревни:
    Хмелевое. Лебяжье, Клюква.
  1. Обобщающая беседа.
  • Как теперь понимаются слова эпиграфа? Подтвердились ли они?
  • Какая сквозная мысль объединяет все стихотворения сборника?/Сострадать надо, но надо еще и уметь сострадать/
  • Кому оно нужно в наше время, сострадание? Что оно даёт людям?
  • О каких заповедях нельзя забывать и сегодня, опираясь на связь времён?
  • Постройте цепочку из опорных слов-синонимов к нашему уроку. /Сострадание - сожаление - жалость -
    милосердие - сердобольность - соболезнование - участие - отзывчивость - душевность - добросердечие - доброта/.
  • Если бы здесь присутствовал автор, какой вопрос вы бы задали ему?
  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ по желанию. Напишите заметку в будущую газету "Филологический вестник" на одну из тем, прозвучавших на уроке.
Заключительное слово учителя. Спасибо вам за урок. Надеюсь, что зёрна добра, участия, любви и сострадания, которые мы сегодня заронили в души собеседников, дадут свои всходы и плоды, урок человеколюбия, предложенный нам поэзией Юрия Асмолова не пройдёт даром, а передастся от поколения к поколению через связь времён.
Материалы для "Филологического вестника":
  • Когда я узнал, что Юрий Асмолов родился в 1961 году, это сразу меня заинтересовало, так как мой папа родился в этот же год. Познакомившись с творчеством поэта, я заметил многогранность его творчества. Он пишет о любви, о родине. Некоторые его стихи кажутся весёлыми, но в них заложены очень серьёзные мысли. Юрий Асмолов не боится высказывать своего мнения. Его стихотворение "Война и мир" посвящено войне в Чечне, здесь он утверждает, что война - зло, на ней погибают люди, совсем ещё дети. Писатель старается изменить мир к лучшему, но не навязывает своего мнения, а просто высказывает своё.
Безродный Артём 9Бкл.
  • Юрий Асмолов - человек жизни. Жизнь в его глазах бесценна, для него это самое дорогое
Всё жить зовёт! ("Март")
Живёт во мне мальчишка –
Живёт ещё! Живёт!.. ("Апрельское")
В стихотворении "И не розой, и не лилией" автор говорит, что у него сердце - холодный комок. Но прочитав его сборник, я с полной уверенностью могу это отрицать. У Асмолова очень чуткое и доброе сердце. Бондарь Юлия 9Бкл.
  • Недавно я познакомился с книгой стихов "Строкой любви и состраданья" курского поэта Ю. Асмолова. Эта книга мне понравилась не только красочной обложкой, но и удивительными стихами. Многие из них затрагивают душу. Прочитав и разобрав его стихи, мы решили провести урок-практикум и пригласили на него самого автора. Мы читали вместе стихи, задавали ему вопросы, что размышляли вместе с поэтом. После этого урока у меня осталось очень много положительных эмоций и впечатлений.
Шумаков Артём 9Б
  • Читая стихи Юрия Асмолова, я обратила внимание на то, что его поэзия посвящена исключительно курской земле, её природе, самым её глубинным уголкам, затерявшимся где-то в бескрайних просторах степей и лесостепей, её проблемам. Очень часто упоминаются в стихах Курск, Лебяжье, Молотычи, Клюква, Беседино. Это говорит о любви писателя к своей малой Родине, о его благодарности родной земле, местам детства за то, что они воспитали его, вложили в душу умение любить, жалеть, переживать, уважать старость. Особенно поразила меня нежность, с которой говорит Асмолов о своей жене, сыновьях, близких. Я поняла, что этот человек умеет дарить любовь, умеет радовать близких своей заботой и нежностью. Это неугомонный жизнелюб, оптимист, любящий русский дух; человек, который торопится жить и верит в завтрашний день.
Панкратова Анна 96 кл.

Урок №2. Сила художественного слова /по лирике курского поэта Ю. Асмолова

Учитель русского языка и литературы МОУ "Средняя школа №35 им.К.Д. Воробьёва" г.Курска Рагулина Лариса Владимировна
Цель:
  • воспитывать чувство любви, сострадания, патриотизма;
  • прививать уважение к поэтическому труду, родному слову;
  • расширять кругозор учащихся сведениями о литературе родного края;
  • формировать умение распознавать изобразительно-выразительные средства языка
Оборудование: выставка книг поэта, портрет, рисунки учащихся, рукописная ученическая газета "Филологический вестник"
Многословен, наверно, излишне –
Мысль прозрачна моя, как роса...
Ю.Асмолов
ХОД УРОКА
  1. ОРГМОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ. Слово о завершении цикла занятий по творчеству Юрия Асмолова
  2. - Какое впечатление оставило личное знакомство?
    - Каким поэт предстал перед вами?
    2. Слово учителя о силе поэзии /воздействует на человеческие чувства и эмоции, создаёт образ, рождает мысли и размышления, формирует позицию, мобилизует/
  3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА НА ВОСПРИЯТИЕ.
Знать выразительные средства языка, уметь ими пользоваться, свободно манипулировать стилевым и смысловым богатством речи - к этому стремится любой грамотный человек, не говоря уже о мастерах художественного. Нам предстоит решить вопросы:
-В чём сила художественного слова Юрия Асмолова? Что помогает родиться образу? /Связь с родной землёй, умение пользоваться выразительными средствами языка/
-Обратите внимание на эпиграф. Так ли это? Стихотворение "Чернозёмная полоса" читает учитель. /"Есть что-то и от сказителя, и от деда-крестьянина", поэт любит русское слово/
-Приведите примеры поэтических находок. /Даже вскользь упомянутые стихи и строчки дарят особые впечатления, образы/.
-Рассмотрите внимательно иллюстрации, рисунки. Вспомните атмосферу нашей прошлой встречи
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ. Обратимся к стихам поэта. Сборник начинается со стихотворения "Родная глушь"
  • Ваше впечатление
  • Чему посвящено? Тема, идея (ведущая и подтемы)?
  • Реально - биографическая основа?
  • Эмоциональная окраска чувств?
  • Структура стихотворения?
  • Основные изобразительно-выразительные средства
  • Как содержание отражается в лексике? В синтаксисе?
  • Тон повествования?
  • Форма повествования? /Доверительная беседа, откровение/
ВЫВОД: на что направлена сила поэтического слова? /На формирование любви к Родине, языку/
Какую особенность непременно хочется подчеркнуть? /Сходство со стихами Сергея Есенина/
Задание: (под музыку) Соберите по сборнику стихов в "копилку" поэтических находок элементы родства со
стихами С.Есенина, зачитайте, прокомментируйте.
ВЫВОД: о бережном отношении курского поэта к сохранению русских национальных и поэтических традиций.
В чём же своеобразие Асмолова? /...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.21 | Просмотров: 1792

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340