Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация и руководство проектной деятельностью школьников по биологии и экологии - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Организация и руководство проектной деятельностью школьников по биологии и экологии


Автор(ы): Соловьёва Ольга Геннадьевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Перемены, происходящие в современном обществе, оказывают непосредственное влияние на содержание образования. В современном обществе востребованы компетентные специалисты. Значит, неизбежны и необходимы изменения в школьном образовании.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ориентирует деятельность педагогов на формирование самостоятельности обучающихся.
Объём знаний, который увеличивается из года в год, в том числе и в области биологической науки, является одной из предпосылок изменения подхода к преподаванию предмета. Важно развивать у школьников не способности к запоминанию фактов, сведений, а находить среди множества из них нужные, выделять значимые. Многие школьники имеют доступ к Интернет-ресурсам. У обучающихся есть возможность получить интересующую информацию за небольшой промежуток времени. Однако не все из них могут выбрать из большого потока информации нужную.
Но ещё более значимым качеством, востребованным в настоящее время в социуме, является умение использовать имеющиеся знания. Поэтому репродуктивный способ получения знаний в современной школе уступает место продуктивному.
Деятельность педагога необходимо направить на формирование умений и потребностей у обучающихся добывать самостоятельно и применять предметные знания на практике.
Решение возникших проблем и задач, возникших на современно этапе в образовании возможно посредством использования инновационных технологий. Именно от технологии обучения зависит развитие, формирование качеств личности.
Использование учителем в образовательной среде инновационных технологий обеспечивает развитие конкурентоспособной личности, которая самостоятельно мыслит, может планировать свои действия , принимать ответственные решения и обладает коммуникативными качествами.
В процессе деятельности над проектом исследовательские умения у обучающихся развиваются посредством выявления проблемы исследования, гипотезы, сбора информации, наблюдений, проведения опыта, эксперимента, анализа результатов и обобщения. Обучающиеся осваивают опыт самостоятельного решения задач путём овладения этапами деятельности решения проблемного вопроса, последовательностью действий.
А именно: проблемная ситуация, выдвижение гипотезы, постановка цели и задач, выбор метода решения задач, проверка выбранных предположений, анализ полученных результатов и выводы.
Таким образом, с помощью исследовательских методов обучающиеся постепенно овладевают навыками решения проблемных вопросов.
Обязательным условием организации учителем учебной исследовательской проектной деятельности является хорошо продуманная им и спланированная деятельность обучающихся на всех этапах исследовательского проекта.
Учебные исследовательские проекты повторяют структуру научного исследования. Потому они включают в себя аргументацию актуальности исследования, постановку цели и задач, выдвижение гипотезы, определение предмета исследования, объекта исследования, определение источников информации, методики исследования, анализ полученных результатов, сравнение их с планируемыми и оформление работы.
Проектная деятельность включает 4 этапа: подготовительный, организационный, исследовательский, отчетный. На каждом из этих этапов формируются и развиваются определенные умения школьников.
На I этапе работы над проектом происходит погружение в проектную деятельность. Обучающиеся определяют тему проекта, проблему и ставят цель. Этот этап проектной деятельности самый короткий из этапов.
На следующем этапе школьники планируют работу над проектом. Обучающиеся определяют источник сбора информации и форму представления результата. Если работа выполняется в группах, то определяются роли участников проекта и идёт постановка задач для каждой из групп.
III этап - практической деятельности. На этапе исследования обучающиеся собирают необходимую информацию, решают поставленные задачи, проводят необходимые исследования. Проводятся анализ полученных результатов и формулируются выводы.
На завершающем этапе проектной деятельности обучающиеся представляют отчёт, результаты исследования. Результаты деятельности могут быть представлены в различной форме: стендовый доклад, презентация, публикация, стенгазета, видеожурнал, выступление на конференции и т.д.
Проекты, над которыми работают ученики различаются по теме исследования, постановке проблем и путей их разрешения. Поэтому одной из трудностей в использовании метода проекта является отсутствие готовых рекомендаций для решения возникающих проблем.
Учитель должен уметь организовать работу над проектом таким образом, чтобы у учеников возникла внутренняя мотивация к получению знаний.
Например, обучающиеся с удовольствием знакомятся с методикой проведения опытов и экспериментов, если изучаемый объект вызывает у них интерес. А интересные факты, сведения о б изучаемом объекте они находят из различных источников информации. Для знакомства с хвостатыми земноводными - тритонами, например, ученики используют справочник определитель А.Г.Банникова.
Один из разделов этой книги посвящен классу земноводных. Автор описывает внешнее строение хвостатых земноводных, распространение, образ жизни.
В хрестоматии по биологии автора О. Н. Дроновой приведены интересные факты из жизни этих земноводных. Например, такой: когда поздней осенью тритоны покидают пруд и выходят на сушу, то теряют кожистую оторочку, находящуюся вокруг пальцев задних лап. Или ещё пример: случалось, что в сильную засуху тритоны высыхали. Их мумии лежали месяцами, но
стоило влаге попасть на их тело, как они тут же оживали. Потрясает способность тритона к регенерации- восстановлению утраченных частей тела. В справочнике школьника по биологии дано определение рода тритон.
Рекомендации по содержанию земноводных в домашних условиях описаны в книге И.П. Сосновского "Амфибии и рептилии леса"
Деятельность обучающихся организуется мною таким образом, что получение необходимых знаний и применение их на практике происходит посредством познавательной деятельности самостоятельно.
Развитие познавательной активности у обучающихся следует начинать с ознакомления их с классической цепочкой исследовательского процесса.
На стадии формирования опыта самостоятельной познавательной активности необходимо обучающихся ознакомить с характеристикой каждого из этапов исследовательского проекта. Целесообразно показать исследовательские работы других школьников. На примере готовых учебных исследовательских работ можно разобрать отдельные этапы исследовательской деятельности.
На следующем этапе развития опыта самостоятельной познавательной активности учитель формирует у обучающихся навыки самостоятельной постановки проблемы, что способствует интеллектуальному развитию личности. На этом этапе развиваются навыки формулирования цели исследования , задач и выдвижения гипотезы. Обучающиеся приобретают опыт моделирования своей деятельности.
Чем интереснее и значимая для школьников тема исследования, тем более она активизирует их деятельность. Активизация самостоятельной познавательной деятельности связана с познавательной активностью обучающихся. Одна и та же тема исследования может вызвать разный интерес у обучающихся. Этот момент педагогу необходимо учитывать. Например, обучающиеся, планирующие в дальнейшем поступать в медицинские учебные заведения с удовольствием выполняют исследования медицинской направленности. Ученики работают в лабораториях, проводят небольшие исследования медицинского характера. А будущие экологи с удовольствием выбирают экологические проекты.
На начальных этапах формирования познавательной деятельности школьников учителю необходимо оказывать помощь обучающимся. Но организовать работу нужно таким образом, чтобы ученик был не объектом, а субъектом деятельности. Например, в процессе работы над исследовательским проектом Зависимость функционирования сердечно -сосудистой системы тритонов от условий их содержания, после определения темы проекта, постановки его цели нужно поставить задачи, которые естественно, связаны с темой. Учитель должен акцентировать внимание ученика на этом моменте. А дальше обучающийся сам формулирует эти задачи. Если у школьника нет опыта исследовательской деятельности, то этот этап будет для него трудным. Можно помочь ученику сформулировать задачи самостоятельно при помощи наводящих вопросов. Например:
1.Что мы хотим узнать? Какую проблему решить в процессе работы над проектом?
2.К какому классу относятся тритоны и каковы особенности строения их кровеносной системы в связи с этим?
3.Что необходимо сделать, чтобы решить проблему?
Педагогическая поддержка нужна ученику и при постановке эксперимента, выполнении практической части проекта. Необходимо объяснить, что обязательным условием эксперимента являе...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.22 | Просмотров: 1426

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340