Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия военных лет
Автор(ы): Лиманская Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы; Таратухина Татьяна Александровна, учитель английского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: показать на примере стихотворений военных лет уникальность поэзии периода войны; продолжить работу по формированию умения анализировать и интерпретировать поэтический текст; способствовать развитию эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образного обобщения; формировать эстетическое восприятие средствами литературы. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Аудиозапись песни “Священная война”. 3. Вступительное слово учителя. В 1942 году немцы оккупировали город Орёл. Среди зданий, которые облюбовали фашисты, оказался и дом-музей И.С.Тургенева. В одном его крыле разместилась военная комендатура, в другом – офицерский клуб. Экспонаты бывшего музея были снесены в подвал. И вот однажды на приём к коменданту Орла пришла молодая женщина. Она представилась учителем местной школы. – Господин комендант,- начала она,- я пришла к Вам с просьбой вернуть городу музей Тургенева. Русские люди чтят своего земляка и будут рады, если Вы выполните то, о чём я прошу. Музей можно устроить в подвале. Вам это будет не только удобно, но и выгодно: так легче проследить за порядком. Комендант согласился. Женщина вместе с помощниками приступила к оборудованию экспозиции музея. Заглянув в подвал, комендант остался доволен. А на следующий день туда пошли посетители. И всех их встречал большой портрет писателя и его слова, столь известные каждому и столь по-новому зазвучавшие здесь, в оккупированном врагом городе: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.” Стихотворение в прозе с символическим тогда уже названием “Русский язык” как нельзя более точно отражало всё то, что было в душе каждого советского человека: ненависть и любовь, боль и мужество, а ещё большую веру в то, что “враг будет разбит, победа будет за нами”. Именно к этому вслед за сводками Совинформбюро призывал самый оперативный литературный жанр – поэзия. Именно стихотворения опровергали расхожее мнение о том, что, когда говорят пушки, музы молчат. - А как вы думаете, почему поэзия стала самым популярным жанром в годы войны? Безусловно, невозможно найти другой жанр, который по силе воздействия на души людей мог бы сравниться с поэзией. 4. Тема нашего урока: “Поэзия военных лет”. Мы остановимся на нескольких стихотворениях, написанных в годы войны, с тем чтобы на их примере показать, в чём заключается уникальность поэзии военных лет, а также продолжим работу по формированию умения анализировать поэтические произведения. Итак, если говорить о поэзии, рисующей первые дни и недели войны, то нельзя не заметить призывность строк: “Убей его!” “Бей врага!” “Умрём, но не допустим”. Стихотворение – торжественное обещание первой произнесла женщина-ленинградка в июле 1941 года. Этой женщиной была А.Ахматова. – Прочитаем стихотворение “Клятва”. И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит! – Как соотносится название стихотворения с его объёмом? – Посмотрим, как, несмотря на краткость, лаконизм, организуется в стихотворении время и пространство. Для этого ответим на вопросы: 1. На каком эпизоде фиксирует автор наше внимание в первой строке? Когда (по времени) это происходит? 2. А к чему обращается автор в третьей строке? – Что же происходит со временем и пространством? (Мгновенно расширяется) – Можно ли с уверенностью сказать, чего больше в этом стихотворении: патриотических чувств или личных переживаний лирического героя? Не менее известным является и стихотворение Ахматовой “Мужество”, напрямую перекликающееся со стихотворением Тургенева. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки! - А каков ключевой образ-символ этого стихотворения? - Каково понимание этого образа-символа? Только ли это русский язык? (Это и русская культура, и русская речь, и духовность) В стихотворении Ахматовой ведущее место занимает идея победы не только над видимым врагом (фашистами), но и над врагом невидимым – злом, жестокостью, агрессией. А ещё – над холодом и голодом, что свирепствовали в осаждённом Ленинграде. Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц. Её мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла и бойцов, защищавших город, и жителей, стойко переносивших испытания. Страшной зимой 1942 года писала Берггольц свой “Февральский дневник”. (Читаем отрывок) Был день как день. Ко мне пришла подруга, Не плача рассказала, что вчера Единственного схоронила друга, И мы молчали с нею до утра. Какие ж я могла найти слова, - Я тоже – ленинградская вдова. - Какие чувства выражены в этих строках? - А как вы об этом догадались, ведь автор их не называет. - Как синтаксическая и лексическая сторона отрывка помогает подчеркнуть, высветить эти чувства? Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе. Если О. Берггольц была голосом осаждённого Ленинграда, то его нервом, его струной был, без сомнения, Д. Шостакович, в дни блокады написавший свою знаменитую Седьмую симфонию, названную Ленинградской. (Звучит отрывок из Седьмой симфонии – “Нашествие”) “Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами”, – писал Алексей Толстой. Я недаром заговорила о музыке. Музыка и поэзия. Поэзия, окрашенная музыкой, и музыка, одухотворённая поэзией. Трудно представить себе более органичный сплав, передававший в годы войны всеобщее чувство: желание сберечь родную землю. Это чувство, понятное и близкое каждому, точнее всего выражает песня. Как не вспомнить известные всем “В лесу прифронтовом” Исаковского, “Землянку” Суркова. Лирико-романтическая баллада Булата Окуджавы “До свидания, мальчики!”- это поэзия “изнутри войны”, говоря словами И.Эренбурга. (Звучит песня Б.Окуджавы в исполнении автора) “Постарайтесь вернуться назад”,- таков рефрен в стихах Окуджавы. Из 940 писателей, ушедших на фронт, 417 не вернулись. Среди них Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров. С болью и горечью вспоминая погибших, Б.Слуцкий писал: В пяти соседних странах Зарыты наши трупы. И мрамор лейтенантов- Фанерный монумент- Венчанье тех талантов, Развязка тех легенд. Люди разного возраста и разной меры таланта были объединены одной судьбой, а их поэзия, передавая мысли, чувства, переживания, не боялась правды, даже горькой и жестокой. Юлия Друнина правду о войне выразила так: Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. - А какой нарисована война в стихотворении Владислава Занадворова, погибшего в 1942 году под Сталинградом? (Читаем стихотворение) Ты не знаешь, мой сын, что такое война! Это вовсе не дымное поле сраженья, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит своё выраженье. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это – боль головная, что ломит висок; Это – юность моя, что в окопах истлела; Это...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.23 | Просмотров: 1610
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|