Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия военных лет - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия военных лет


Автор(ы): Лиманская Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы; Таратухина Татьяна Александровна, учитель английского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • показать на примере стихотворений военных лет уникальность поэзии периода войны;
  • продолжить работу по формированию умения анализировать и интерпретировать поэтический текст;
  • способствовать развитию эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образного обобщения;
  • формировать эстетическое восприятие средствами литературы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Аудиозапись песни “Священная война”.

3. Вступительное слово учителя.

В 1942 году немцы оккупировали город Орёл.
Среди зданий, которые облюбовали фашисты, оказался и дом-музей И.С.Тургенева. В одном его крыле разместилась военная комендатура, в другом – офицерский клуб. Экспонаты бывшего музея были снесены в подвал.
И вот однажды на приём к коменданту Орла пришла молодая женщина. Она представилась учителем местной школы.
– Господин комендант,- начала она,- я пришла к Вам с просьбой вернуть городу музей Тургенева. Русские люди чтят своего земляка и будут рады, если Вы выполните то, о чём я прошу. Музей можно устроить в подвале. Вам это будет не только удобно, но и выгодно: так легче проследить за порядком.
Комендант согласился. Женщина вместе с помощниками приступила к оборудованию экспозиции музея.
Заглянув в подвал, комендант остался доволен.
А на следующий день туда пошли посетители. И всех их встречал большой портрет писателя и его слова, столь известные каждому и столь
по-новому зазвучавшие здесь, в оккупированном врагом городе:
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.”
Стихотворение в прозе с символическим тогда уже названием “Русский язык” как нельзя более точно отражало всё то, что было в душе каждого советского человека: ненависть и любовь, боль и мужество, а ещё большую веру в то, что “враг будет разбит, победа будет за нами”.
Именно к этому вслед за сводками Совинформбюро призывал самый оперативный литературный жанр – поэзия. Именно стихотворения опровергали расхожее мнение о том, что, когда говорят пушки, музы молчат.
- А как вы думаете, почему поэзия стала самым популярным жанром в годы войны?
Безусловно, невозможно найти другой жанр, который по силе воздействия на души людей мог бы сравниться с поэзией.

4. Тема нашего урока: “Поэзия военных лет”.

Мы остановимся на нескольких стихотворениях, написанных в годы войны, с тем чтобы на их примере показать, в чём заключается уникальность поэзии военных лет, а также продолжим работу по формированию умения анализировать поэтические произведения.
Итак, если говорить о поэзии, рисующей первые дни и недели войны, то нельзя не заметить призывность строк: “Убей его!”
“Бей врага!”
“Умрём, но не допустим”.
Стихотворение – торжественное обещание первой произнесла женщина-ленинградка в июле 1941 года. Этой женщиной была А.Ахматова.
– Прочитаем стихотворение “Клятва”.
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
– Как соотносится название стихотворения с его объёмом?
– Посмотрим, как, несмотря на краткость, лаконизм, организуется в стихотворении время и пространство.
Для этого ответим на вопросы:
1. На каком эпизоде фиксирует автор наше внимание в первой строке? Когда (по времени) это происходит?
2. А к чему обращается автор в третьей строке?
– Что же происходит со временем и пространством? (Мгновенно расширяется)
– Можно ли с уверенностью сказать, чего больше в этом стихотворении: патриотических чувств или личных переживаний лирического героя?
Не менее известным является и стихотворение Ахматовой “Мужество”, напрямую перекликающееся со стихотворением Тургенева.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
- А каков ключевой образ-символ этого стихотворения?
- Каково понимание этого образа-символа? Только ли это русский язык?
(Это и русская культура, и русская речь, и духовность)
В стихотворении Ахматовой ведущее место занимает идея победы не только над видимым врагом (фашистами), но и над врагом невидимым – злом, жестокостью, агрессией.
А ещё – над холодом и голодом, что свирепствовали в осаждённом Ленинграде.
Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц. Её мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла и бойцов, защищавших город, и жителей, стойко переносивших испытания.
Страшной зимой 1942 года писала Берггольц свой “Февральский дневник”.
(Читаем отрывок)
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова, -
Я тоже – ленинградская вдова.
- Какие чувства выражены в этих строках?
- А как вы об этом догадались, ведь автор их не называет.
- Как синтаксическая и лексическая сторона отрывка помогает подчеркнуть, высветить эти чувства?
Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе.
Если О. Берггольц была голосом осаждённого Ленинграда, то его нервом, его струной был, без сомнения, Д. Шостакович, в дни блокады написавший свою знаменитую Седьмую симфонию, названную Ленинградской.
(Звучит отрывок из Седьмой симфонии – “Нашествие”)
“Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами”, – писал Алексей Толстой.
Я недаром заговорила о музыке. Музыка и поэзия.
Поэзия, окрашенная музыкой, и музыка, одухотворённая поэзией.
Трудно представить себе более органичный сплав, передававший в годы войны всеобщее чувство: желание сберечь родную землю. Это чувство, понятное и близкое каждому, точнее всего выражает песня. Как не вспомнить известные всем “В лесу прифронтовом” Исаковского, “Землянку” Суркова.
Лирико-романтическая баллада Булата Окуджавы “До свидания, мальчики!”- это поэзия “изнутри войны”, говоря словами И.Эренбурга.
(Звучит песня Б.Окуджавы в исполнении автора)
“Постарайтесь вернуться назад”,- таков рефрен в стихах Окуджавы.
Из 940 писателей, ушедших на фронт, 417 не вернулись. Среди них Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров.
С болью и горечью вспоминая погибших, Б.Слуцкий писал:
В пяти соседних странах
Зарыты наши трупы.
И мрамор лейтенантов-
Фанерный монумент-
Венчанье тех талантов,
Развязка тех легенд.
Люди разного возраста и разной меры таланта были объединены одной судьбой, а их поэзия, передавая мысли, чувства, переживания, не боялась правды, даже горькой и жестокой.
Юлия Друнина правду о войне выразила так:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
- А какой нарисована война в стихотворении Владислава Занадворова, погибшего в 1942 году под Сталинградом? (Читаем стихотворение)
Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.23 | Просмотров: 1610

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340