Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Методика преподавания темы Строение вещества в программе 11-го класса общеобразовательных школ
Автор(ы): Андреева Наталия Валериевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
УРОК №1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атомов. Распределение электронов по энергетическим уровням. Характеристика состояния электронов в атомах. Цель урока: Углубить знания учащихся о состоянии электронов в атомах. Ход урока:В начале урока учитель организует беседу, направленную на воспроизведение основных опорных знаний. В качестве плана может быть использована система следующих вопросов: - Формулировка периодического закона, данная Д.И.Менделеевым. Современная формулировка.
- Периодическая система как графическое отображение периодического закона. Период. Группа. Главные и побочные подгруппы.
- Характеристика частиц, входящих в состав атома.
- Относительная атомная масса элемента. Понятия: изотоп (равное место) - как разновидность атомов с одинаковым зарядом ядра; изотон (равная тяжесть) - как разновидность разных атомов различных химических элементов с одинаковой атомной массой (например, изотопы аргона, калия, и кальция с относительной атомной массой 40; изобар (равное давление) - как разновидность атомов различных химических элементов с одинаковым числом нейтронов (например, изотопы ксенона, бария, лантана и церия, содержащие по 82 нейтрона)
Внимание учащихся акцентируется на взаимосвязи периодического закона и теории строения атома. Завершая беседу, учитель подводит учащихся к выводу, что при химических явлениях состав ядер атомов не изменяется, что на характер элемента и свойств его соединений решающее воздействие оказывает особенности строения его электронной оболочки. Тезисы урока. Урок ведется в виде лекции по следующему плану. - Определение понятия орбиталь. Графическое обозначение орбитали (ячейка Хунда).
- Запас энергии - основное отличие электронов друг от друга в электронной оболочке данного элемента. Квантовые числа как характеристика запаса энергии и характера движения электрона в поле ядра.
- Главное квантовое число характеризует количество энергетических уровней в электронной оболочке. Физический смысл номера периода, в котором расположен элемент. Обозначение. Расчет максимально возможного числа электронов на данном энергетическом уровне по формуле N=2n2, где n - главное квантовое число (или номер периода, в котором находится элемент)
- Орбитальное квантовое число как характеристика запаса энергии электронов данного энергетического уровня. Обозначение, способ расчета. Физический смысл числа как форма орбиталей.
- Магнитное квантовое число определяет направленность орбиталей в пространстве. Физический смысл как количество определенного вида орбиталей. Обозначение, способ расчета.
- Спиновое квантовое число как характеристика направления вращения электрона вокруг собственной оси. Принцип Паули. Обозначение; графическое изображение орбитали и электронов, находящихся на ней.
Необходимые схемы учитель заготавливает заранее и в нужное время предоставляет учащимся, давая необходимые пояснения, повторяющие в сжатом виде лекционный материал. В конце урока учащимся предлагается внести в свои тетради обобщающую таблицу по материалам лекции (ПРИЛОЖЕНИЕ №1). Домашнее задание: работа с лекционным материалом; выучить базовые понятия. УРОК №2. Распределение s-,p-,d- и f - электронов по энергетическим уровням и подуровням. Цель: закрепить и углубить знания учащихся о строении электронной оболочки атома; сформировать понятие о s-, p-,d- и f- элементах. Ход урока: Урок начинается с фронтальной беседы, в которой повторяются базовые определения предыдущего урока и разбираются следующие вопросы: - Определение химический элемент
- Каков состав ядра атома; как определить число протонов и нейтронов в ядре
- Как определить количество энергетических уровней в электронной оболочке атома
- Как рассчитать максимально возможное число электронов на данном энергетическом уровне?
- Определение химический элемент
- Каков состав ядра атома; как определить число протонов и нейтронов в ядре
- Как определить количество энергетических уровней в электронной оболочке атома
- Как рассчитать максимально возможное число электронов на данном энергетическом уровне?
- Каково количество подуровней на энергетическом уровне? Как они обозначаются?
- Что называется орбиталью? Какую форму имеют орбитали?
- Каково возможное количество орбиталей на подуровнях?
- Что обозначает термин спин?
- При каком условии на одной орбитали могут двигаться два электрона?
При ответе на вопрос №13 ученики должны мотивировать свой ответ с точки зрения своих знаний, полученных на уроках физики при изучении темы Вихревые магнитные поля, учитывая, что электрон является отрицательно заряженной частицей. Тезисы урока: Изучение нового материала ведется в лекции-беседе. Следует обратить внимание учащихся на то, что электроны заполняют уровни и подуровни в порядке возрастания запаса энергии. Для классов гуманитарной направленности можно предложить следующий алгоритм действия. - Для выбранного элемента по его местоположению в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева необходимо записать матрицу строения электронной оболочки атома, соответствующую данному периоду. Например, элемент иод:
12753I 1s2s2p3s3p3d4s4p4d4f5s5p5d5f - По таблице, последовательно переходя от элемента к элементу, заполнить матрицу в соответствии с порядковым номером элемента и порядком заполнения подуровней:
12753I 1s22s22p63s23p63d104s24p64d104f05s25p55d05f0 Необходимо обратить внимание учащихся, что подуровни заполняются в последовательности s-f-d-p, и в периодах можно выделить элементы, в электронных оболочках которых заполняются данные орбитали, что является основой классификации элементов по этому признаку. Для классов физико-математической направленности можно объяснить порядок заполнения уровней и подуровней электронами, используя понятия основного принципа - принципа наименьшего запаса энергии: наиболее устойчиво состояние атома, при котором его электроны имеют наименьшую энергию. Это положение подтверждается следующими постулатами: - Принцип минимума энергии
: электрон поступает на ту орбиталь, энергия которой минимальна. - Запрет Паули
: в атоме не может быть двух электронов, четыре квантовых числа которых одинаковы (т.е. каждая атомная орбиталь не может быть заполнена более чем двумя электронами, причем с антипараллельными спинами.) - Правило Хунда
: электроны располагаются на одинаковых орбиталях таким образом, чтобы суммарное спиновое число их было максимальным, т.е. наиболее устойчивому состоянию атома соответствует максимально возможное число неспаренных электронов с одинаковыми спинами. - Правила Клечковского
: А) Заполнение электронных слоев электронами начинается с уровней и подуровней, обладающими самыми низкими значениями n и l, и идет в порядке возрастания n+l; Б) Если для двух орбиталей сумма n+l окажется одинаковой, то в первую очередь электронами заполняется орбиталь с меньшим значением n. Для иллюстрации изложенных принципов и правил учащимся предоставляется таблица, которую рекомендуется перенести в тетрадь. Для экономии времени урока можно предоставить учащимся копии заранее сделанной таблицы для размещения ее у себя в рабочих тетрадях (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) В процессе урока учащиеся самостоятельно выбирают элементы, электронные оболочки которых заполняют при совместном обсуждении. Можно выполнять эту работу самостоятельно с последующим обменом тетрадями и взаимопроверкой. Домашнее задание: составить схемы расположения электронов по орбиталям и энергетическим уровням элементов №№ 56, 63, 82, 74, произвести классификацию этих элементов. УРОК № 3. Валентность. Степень окисления. Цели урока: Обобщить знания учащихся о валентности. Скорректировать понятие степень окисления элемента. Ход урока. В начале урока проводится либо письменный фронтальный опрос по темам предыдущих двух уроков (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) либо письменный опрос учащихся по материалам домашнего задания с вызовом к доске 4-8 человек поочередно, выполнения заданий по вариантам фронтального опроса. Остальные учащиеся ведут беседу с учителем по темам прошедших двух уроков. Тезисы урока: Качественная и количественная интерпретация понятия валентности. Способность атомов химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого элемента с образованием химической связи называется валентностью элемента. Количественно валентность определяется как число неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне этого атома в основном и возбужденном состояниях. Валентность элементов главных подгрупп определяется количеством электронов на внешнем энергетическом уровне, а у атомов побочных подгрупп валентными могут быть и электроны предвнешнего уровня. Валентность элементов выражают целым положительным числом, лежащим в интервале 1-8. Валентности равной 0 и больше 8 нет. Исходя из вышеизложенного, максимальная валентность, проявляемая элементом, равна номеру группы. При изложении данного тезиса необходимо упомянуть о нескольких исключениях и предоставить учащимся таблицу исключений (ПРИЛОЖЕНИЕ №4). Степень окисления элемента как характеристика его поведения в химическом соединении. Степень окисления определяется количеством общих электронных пар связи, смещенных к более электроотрицательному элементу. Степень окисления может иметь положительное, отрицательное, целое или дробное значение не более 8 Разграничение понятий валентность и степень окисления элемента. В завершении урока учитель предлагает учащимся определить валентность и степень окисления элементов в соединениях: Cl2 (В= 1, с.о.= 0), N2 (В= 3, с.о.= 0), CO2 (Вс= 4; с.о.с= +4; Во=2, с.о.о= -2); KMnO4 (Вк= 1, с.о.к= +1; ВМп= 7, с.о.Мп= +7, Во=2, с.о.о= -2); HNO3 (Вн= 1, с.о.н= +1; ВN= 4, с.о.N= +5, Во= 2, с.о.о= -2). Домашнее задание: определить валентность и степень окисления элементов в соединениях: H2SO4, K2Cr2O7, H2SO3, Na[Al(OH)4]. УРОКИ №№4-5. Типы химической связи. Цель уроков: Обобщить знания о природе химической связи. Ход урока: В начале урока №4 проводится письменный фронтальный опрос для определения усвоения учащимися понятий валентность, степень окисления. (ПРИЛОЖЕНИЕ №5) Тезисы уроков: 1) Обсуждение вопросов: - Что обозначает термин химическая связь?
- Какие силы действуют при сближении двух атомов?
- Какие изменения запаса внутренней энергии сопровождают образование химической связи?
- Как характер образования связи зависит от электроотрицательности взаимодействующих атомов?
2) Основное положение, которое лежит в основе теории химической связи: Устойчивым является такое состояние атома, при котором его внешний энергетический уровень завершен, т.е. содержит 8 электронов (для элементов 1 периода -2), т.е. в процессе химических реакций атомы стремятся его завершить путем: - Образования общих электронных пар
- Отдачи или присоединения электронов
- Обобществления электронов.
Различают четыре основных типа химической связи: ковалентную, ионную, металлическую и водородную Химическая связь, осуществляемая путем образования общих электронных пар, называется ковалентной. Существуют два механизма образования ковалентной связи - обменный и донорно-акцепторный. Ковалентная химическая связь образуется либо между одинаковыми атомами, либо атомами элементов, незначительно отличающихся значениями электроотрицательности (E =0-1,7). В первом случае общая электронная пара (электронное облако связи) расположена симметрично между ядрами атомов, что приводит к совмещению плотности положительных и отрицательных зарядов. Такая ковалентная связь называется неполярной, и молекула вещества также является неполярной, т.е не имеющей зарядовых полюсов. В качестве примеров приводятся молекулы хлора, азота, водорода и т.д (E=0). Во втором - общая электронная пара смещается в сторону более электроотрицательного атома, симметрия распределения зарядов нарушается, и связь становится полярной. На атоме, от которого смещена электронная пара возникает некоторый положительный заряд, а на атоме, к которому смещена электронная пара, - некоторый отрицательный заряд, что приводит к формированию полярной молекулы (диполя). В качестве примера можно привести примеры строение молекул метана, карбида алюминия, бромоводорода и т.д.(0<E< 1.7) Ковалентная химическая связь характеризует длиной, прочностью, полярностью и направленностью. Связь, осуществляемая за счет сил электростатического притяжения, называется ионной. При большом различии электроотрицательностей элементов (E>1,7), образующих химическую связь, электронная пара практически полностью смещается к более электроотрицательному атому, что приводит к образованию отрицательного иона. В тоже время менее электроотрицательный атом теряет валентный электрон, превращаясь в положительный ион. В отличие от ковалентной связи ионная связь является ненаправленной и ненасыщаемой. У каждого иона сохраняется способность притягивать ионы противоположного знака по другим направлениям. Это приводит к тому, что, например, в кристалле NaCl каждый ион Na+ связан с 6 ионами Cl- и наоборот. Химическая связь, осуществляемая между всеми атомами в кристаллической решетке металла совокупностью обобществленных в...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.23 | Просмотров: 2353
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|