Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Задачи к школьному курсу Экология - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Задачи к школьному курсу Экология


Автор(ы): Соотс Вельхида Дмитриевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока: Соответствие между организмами и средой обитания.
  1. В одном килограмме свежих листьев различных растений содержится разное количество хлорофилла: в подорожнике – 1,8г, в аспидистре – 4,0г. Какое из этих растений является светолюбивым, какое – теневыносливым? Обоснуйте свой ответ.
  2. Каким экологическим правилом продиктовано то, что ушастый еж обитает в южных районах, а обыкновенный – в более северных?
  3. Можно ли по внешнему виду птиц определить место их распространения и способ их питания?
  4. У морских рыб, обитающих на разных глубинах, строение глаз неодинаковое. У большинства рыб глаза очень большие (например, у морского окуня). В еще более глубоких слоях глаза у рыб маленькие или совсем отсутствуют. Объясните особенности строения органов зрения рыб, живущих на разных глубинах.
  5. Какие общие приспособления к обитанию в наземно-воздушной среде существуют у позвоночных и беспозвоночных животных? Чем обусловлено возникновение этих приспособлений?
  6. Почему живые аскариды не перевариваются в желудочно-кишечном тракте организма хозяина, а мертвые – перевариваются?
  7. В теплое время некоторые рыбы зарываются в ил и засыпают. Объясните экологическое значение этого явления.
  8. Один водоем расположен на территории, ярко освещенный солнцем, другой – в тени. В этих водоемах ловили личинок и куколок комаров. Выяснилось, что в одном водоеме преобладают личинки, в другом – куколки. Назовите эти водоемы. Аргументируйте свой ответ.
  9. В хозяйстве выкопали котлован и заполнили его водой. Можно ли выпускать рыб и выращивать их в таком котловане?
  10. Некоторые виды форели обитают в водоемах со слабым течением, но икру откладывают в быстро текущих реках. Можно ли искусственно разводить этих рыб в прудах? Если это возможно, то при каких условиях?
  11. Самка жабы – повитухи откладывает до 150 икринок, объединенных в виде двух шнуров. Самец наматывает их себе на задние ноги и носит до появления головастиков. Самка лягушки прудовой откладывает до 7 тысяч икринок. Чем можно объяснить разницу в количестве откладываемой икры у жабы– повитухи и прудовой лягушки?
Тема урока: Динамика популяции.
  1. 1. В некоторой популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экз., из них 50 с пометками. Как оценить численность популяции? Каковы возможные источники ошибок этой оценки? применимо ли предположение о том, что вид состоит из популяций, к человеку?
  2. У зябликов в период весеннего прилета до вылупления 50% популяции составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение. На 2-х летних приходится 22%, трехлетних-12%, четырехлетних– 6%, пятилетних– 4%. На каждую тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше 7 лет. Максимальная продолжительность жизни зяблика – 11 лет. Начертите возрастную пирамиду, используя приведенные данные. Как изменится возрастная пирамида популяции после выведения птенцов, учитывая, что чаще всего в кладке у зябликов 5 яиц, а смертность птенцов до вылета по разным причинам – около 40%?
  3. Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?
  4. Английский эколог Чарльз Элтон впервые обобщил наблюдения и описал взрывы численности завезенных видов, которые он назвал “экологическими нашествиями”. Распространение, какого насекомого и увеличение его численности в Европе является примером такого “экологического нашествия”?
  5. Обычно вспышки массового размножения сибирского шелкопряда наступают после малоснежных и холодных зим. Какими причинами, по-вашему, можно объяснить данный факт?
  6. На одном из пунктов наблюдений за перелетными птицами в течение 10 лет было окольцовано следующее число ястребов перепелятников: 73, 80, 86, 78, 45, 39, 40, 50, 70. Считая, что количество окольцованных птиц пропорционально их общей численности, определите, в какой период смертность в популяции была более высокой. Выделяются ли многолетние периоды в колебании численности?
  7. Приведите примеры взаимосвязи между динамикой численности и пространственной структурой популяции.
Тема: Типы экологических взаимодействий.
  1. Некоторые крабы тропических морей держат в каждой клешне по актинии. Для чего они это делают?
  2. Приведите примеры взаимополезного сожительства организмов, когда присутствие одного партнера становится обязательным условием существования каждого из них.
  3. Многие морские обитатели “склонны к тесной дружбе”.Примером неразлучного союза служит рак – отшельник придо и актиния адамсия, которую он отыскивает и усаживает у входа в раковину – ниже и позади собственного рта. Объясните в чем смысл такой дружбы?
  4. Приведите примеры взаимоотношений организмов, при которых один вид получает от сожительства пользу, а другому это безразлично. Как называется такой “союз”?
  5. В океанах обитает много красноногих рачков калянусов, составляющих основную пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на ничтожную величину рачков, ими насыщаются огромные киты?
  6. Почему не существует конкуренции между взрослыми насекомыми и их личинками (например, овод, капустная белянка, майский жук)?
  7. Известно, что переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить. Подтвердите конкретными примерами правомерность данного факта.
  8. Известная поговорка “С миру по нитке – голому рубашка”, по словам ученых, А. Георгиевского и Е. Попова, отражают природу комменсализма. Подтвердите примерами мнение ученых.
  9. Пользуясь правилом Гаузе, объясните, почему два экологически сходных вида не могут жить в одном и том же биотопе? Что при этом происходит? Каковы воз...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3119

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340