Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Задачи к школьному курсу Экология
Автор(ы): Соотс Вельхида Дмитриевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока: Соответствие между организмами и средой обитания. В одном килограмме свежих листьев различных растений содержится разное количество хлорофилла: в подорожнике – 1,8г, в аспидистре – 4,0г. Какое из этих растений является светолюбивым, какое – теневыносливым? Обоснуйте свой ответ. Каким экологическим правилом продиктовано то, что ушастый еж обитает в южных районах, а обыкновенный – в более северных? Можно ли по внешнему виду птиц определить место их распространения и способ их питания? У морских рыб, обитающих на разных глубинах, строение глаз неодинаковое. У большинства рыб глаза очень большие (например, у морского окуня). В еще более глубоких слоях глаза у рыб маленькие или совсем отсутствуют. Объясните особенности строения органов зрения рыб, живущих на разных глубинах. Какие общие приспособления к обитанию в наземно-воздушной среде существуют у позвоночных и беспозвоночных животных? Чем обусловлено возникновение этих приспособлений? Почему живые аскариды не перевариваются в желудочно-кишечном тракте организма хозяина, а мертвые – перевариваются? В теплое время некоторые рыбы зарываются в ил и засыпают. Объясните экологическое значение этого явления. Один водоем расположен на территории, ярко освещенный солнцем, другой – в тени. В этих водоемах ловили личинок и куколок комаров. Выяснилось, что в одном водоеме преобладают личинки, в другом – куколки. Назовите эти водоемы. Аргументируйте свой ответ. В хозяйстве выкопали котлован и заполнили его водой. Можно ли выпускать рыб и выращивать их в таком котловане? Некоторые виды форели обитают в водоемах со слабым течением, но икру откладывают в быстро текущих реках. Можно ли искусственно разводить этих рыб в прудах? Если это возможно, то при каких условиях? Самка жабы – повитухи откладывает до 150 икринок, объединенных в виде двух шнуров. Самец наматывает их себе на задние ноги и носит до появления головастиков. Самка лягушки прудовой откладывает до 7 тысяч икринок. Чем можно объяснить разницу в количестве откладываемой икры у жабы– повитухи и прудовой лягушки? Тема урока: Динамика популяции. 1. В некоторой популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экз., из них 50 с пометками. Как оценить численность популяции? Каковы возможные источники ошибок этой оценки? применимо ли предположение о том, что вид состоит из популяций, к человеку? У зябликов в период весеннего прилета до вылупления 50% популяции составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение. На 2-х летних приходится 22%, трехлетних-12%, четырехлетних– 6%, пятилетних– 4%. На каждую тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше 7 лет. Максимальная продолжительность жизни зяблика – 11 лет. Начертите возрастную пирамиду, используя приведенные данные. Как изменится возрастная пирамида популяции после выведения птенцов, учитывая, что чаще всего в кладке у зябликов 5 яиц, а смертность птенцов до вылета по разным причинам – около 40%? Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах? Английский эколог Чарльз Элтон впервые обобщил наблюдения и описал взрывы численности завезенных видов, которые он назвал “экологическими нашествиями”. Распространение, какого насекомого и увеличение его численности в Европе является примером такого “экологического нашествия”? Обычно вспышки массового размножения сибирского шелкопряда наступают после малоснежных и холодных зим. Какими причинами, по-вашему, можно объяснить данный факт? На одном из пунктов наблюдений за перелетными птицами в течение 10 лет было окольцовано следующее число ястребов перепелятников: 73, 80, 86, 78, 45, 39, 40, 50, 70. Считая, что количество окольцованных птиц пропорционально их общей численности, определите, в какой период смертность в популяции была более высокой. Выделяются ли многолетние периоды в колебании численности? Приведите примеры взаимосвязи между динамикой численности и пространственной структурой популяции. Тема: Типы экологических взаимодействий. Некоторые крабы тропических морей держат в каждой клешне по актинии. Для чего они это делают? Приведите примеры взаимополезного сожительства организмов, когда присутствие одного партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Многие морские обитатели “склонны к тесной дружбе”.Примером неразлучного союза служит рак – отшельник придо и актиния адамсия, которую он отыскивает и усаживает у входа в раковину – ниже и позади собственного рта. Объясните в чем смысл такой дружбы? Приведите примеры взаимоотношений организмов, при которых один вид получает от сожительства пользу, а другому это безразлично. Как называется такой “союз”? В океанах обитает много красноногих рачков калянусов, составляющих основную пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на ничтожную величину рачков, ими насыщаются огромные киты? Почему не существует конкуренции между взрослыми насекомыми и их личинками (например, овод, капустная белянка, майский жук)? Известно, что переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить. Подтвердите конкретными примерами правомерность данного факта. Известная поговорка “С миру по нитке – голому рубашка”, по словам ученых, А. Георгиевского и Е. Попова, отражают природу комменсализма. Подтвердите примерами мнение ученых. Пользуясь правилом Гаузе, объясните, почему два экологически сходных вида не могут жить в одном и том же биотопе? Что при этом происходит? Каковы воз...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3119
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|