Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок географии в 9-м классе Тема: Транспортный комплекс России. Виды транспорта
Автор(ы): Макашова Инна Михайловна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи урока: - определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения;
- изучить состав транспортного комплекса;
- познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;
- познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;
- проанализировать географию ведущих видов транспорта России;
- рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;
- продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.
Учебно-наглядный комплекс и оборудование: - карты России - физическая, экономическая, политико-административная, настенная контурная; картины, таблицы, схемы, хрестоматии, справочники:
- мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук)
Тип урока: урок изучение нового материала. Методы: - Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.
- Наглядные: демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.
- Практические: выполнение практической работы, заполнение контурной карты.
Ход урока: I. Организационный момент II. Изучение нового материала Презентация (слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия. (слайд 2). Цели и задачи урока. (слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров. Основные задачи транспортной системы: - Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;
- Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;
- Повышение экономической активности работы транспорта.
Знакомство с понятиями: грузооборот и пассажирооборот. Беседа о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России. (слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2). (слайд 5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети железных дорог в России). Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог. (слайд 6). Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок. Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем. (слайд 7). В) Трубопроводный транспорт Рассказ учителя о преимуществах и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы вследствие утечки газа или нефти. (слайд 8). Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта. Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы. Космический транспорт: значение и проблемы. (слайд 9). Д) Водный транспорт ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.25 | Просмотров: 2711
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|