Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок биологии по темам: Кровь. Кровообращение. Дыхание - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Урок биологии по темам: Кровь. Кровообращение. Дыхание


Автор(ы): Данилова Надежда Владимировна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. Выработать у учащихся коммуникативные (способность работать в группе в интересах общей цели) и социальные компетенции.
  2. Развить динамические навыки каждого ученика (личностные компетенции), готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях.
  3. Научить учащихся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
Задачи:
  1. Научиться на практике определять количественные показатели организма человека, правильно расшифровывать результаты анализов, объяснять их, делать выводы и рекомендации.
  2. Приобрести умения и навыки по оказанию первой медицинской помощи и научить этому других.
Затем ребята сами дают название уроку – консилиуму, исходя из поставленных задач.

Ход урока

Определение основных количественных показателей организма человека.

На уроке используется групповая форма работы (ребята заранее распределяются в группы по желанию, получают домашнее задание).
В классе 4 группы, каждая группа сидит за своим столом. На каждом столе находятся приборы, необходимые для выполнения заданий.
I Группа – Гематологи – врачи, изучающие кровь.
На столе находятся микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, карточки больных с анализами крови, пробирки с физиологическим раствором, дистиллированной водой, 3% раствором хлорида натрия, бычьей кровью.
II Группа – Кардиологи – врачи, изучающие строение и работу сердца.
На столе находятся манометры для измерения давления, фонендоскопы, секундомеры, миллиметровая бумага с записью электрокардиограммы.
III Группа – Пульмонологи – врачи, изучающие строение и функции органов дыхания.
На столе находятся спирометры, секундомеры.
IV Группа – Спасатели – группа скорой медицинской помощи – 03.
На столе находятся жгуты, вата, бинты, секундомеры, йод, полиэтиленовые пакеты, клеенка.
У каждого ребенка на груди табличка, соответствующая его профессии, а у учителя – табличка главный врач больницы.
Этот урок имеет профессиональную направленность. Он позволяет познакомить учащихся с медицинскими профессиями.
Так как каждая группа представляет собой ту или иную медицинскую профессию, то должна принять клятву Гиппократа. Каждой группе дано задание на дом разработать основные положения этой клятвы для себя.
После зачитывания этих положений вырабатывается общая клятва Гиппократа. Она зачитывается, ребята ее принимают, расписываются под ней и листок с этой клятвой лежит на каждом столе.
Клятва Гиппократа.
  1. Жизнь человека и его здоровье – самое главное богатство.
  2. Не навреди, а умей правильно оказать первую помощь.
  3. Будь терпеливым с больными, облегчи их страдания.
  4. "Зеркалом организма" является кровь.
  5. В практической медицине многие заболевания у человека определяются по результату анализа крови.
  6. По пульсу и артериальному давлению сделай вывод о работе сердца.
  7. В организме человека все взаимосвязано, нужно, необходимо.
  8. Клянемся в верности медицинскому долгу.
Работа по группам.
Гематологи.
Овладение компетенциями.
Часть А.
Описание умений Аргументы, информация
1. "Зеркалом организма" назвал кровь видный французскийфизиолог Клод Бернар. 1. В практической медицине многие заболевания у человекаопределяются по результатам анализа крови.
2. Дан анализ крови: Нв = 102 г/л, СОЭ = 18 мм/ч,лейкоциты = 6,4·103 в 1 мм3. 2. Работа с литературой по основным показателям кровичеловека. Выявлено малокровие и воспалительный процесс в организме.
Часть В.
Практические навыки Аргументы, информация
1. Работа с микроскопами, микропрепаратами крови человекаи лягушки. 1. Работа со справочной литературой по количественнымпоказателям крови (количеству, поверхности, строению эритроцитов). Выяснение,чья кровь больше переносит кислорода и почему.
2. Работа с кровью быка. Проведение опытов по определениюсостава кровяной плазмы (физиологический раствор, дистиллированная вода, 3%раствор хлорида натрия). 2. Кровяная плазма имеет постоянный состав минеральныхсолей. Он равен количеству минеральных солей в физиологическом растворе(0,9%).
Работа со справочной литературой о разнообразии лейкоцитов.
Кровь содержит пять типов белых кровяных телец, или лейкоцитов; все они имеют ядро, лишены гемоглобина и способны к активному амебоидному движению. Их число колеблется от 5000 до 9000 или 10000 у разных людей и даже у одного и того же человека в разное время суток: меньше всего лейкоцитов рано утром, а больше всего после полудня.
Два типа лейкоцитов, лимфоциты и моноциты образуются в лимфоидной ткани, в селезенке, зобной железе и лимфатических узлах. Три других типа, нейтрофилы, эозинофилы и базофилы, образуются, так же как и эритроциты в костном мозге.
Нейтрофилы составляют 60-70% всех лейкоцитов. Они поедают бактерии, болезнетворные микробы, остатки мертвых тканевых клеток.
Моноциты – самые крупные из них. Они могут сильно увеличиваться в размерах и становиться макрофагами, поглощать до 100 и более бактерий. Они играют большую роль при хронических инфекционных заболеваниях, а также при очистке очага инфекции после уничтожения бактерий.
Эозинофилы – это амебоидные, способные к фагоцитозу клетки, цитоплазма которых содержит крупные гранулы, окрашенные эозином. Число эозинофилов сильно возрастает во время аллергических реакций и при заражении паразитами.
Лимфоциты – чрезвычайно интересные клетки, обладающие способностью превращаться в другие клетки. Лимфоцит может увеличиваться в размерах и превращаться в моноцит, а затем перейти в соединительную или иную ткань и стать макрофагом. Лимфоциты могут
также проникать в костный мозг и становиться предшественниками эритроцитов.
Часть С. Выводы и обобщения.
  1. Кровь человека больше переносит кислорода, чем кровь лягушки.
  2. Кровяная плазма имеет постоянный химический состав.
  3. Все лейкоциты имеют ядро, способны к активному амебоидному движению, выполняют защитную функцию.
Учитель показывает счетчик Горяева и рассказывает, как им пользоваться для подсчета количества кровяных клеток, а также сыворотки для определения групп крови и как ими пользоваться.
Вопросы для самопроверки гематологам.
(письменно для каждого гематолога на столе)
  1. Вспомните схему переливания крови и ответьте на вопросы:
    – В каком случае у родителей возможно рождение детей со всеми 4 группами крови?
    – В каком случае возможно рождение детей только с одной группой крови?
  2. Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов, называется…
  3. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов, называется…
  4. Плазма крови, лишенная фибриногена это…
  5. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, называются…
  6. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ, называется…
  7. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечению в результате несвертывания крови, называется…
  8. Орган, где формируются клетки крови и лимфы…
  9. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания, является..
  10. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка…
Кардиологи.
Часть А.
Умения Аргументы,информация
1. Умение измерить артериальное давление. 1. Умение расшифровать АД. Верхняя граница и нижняяграница АД.
2. Умение выслушивать тоны сердца. 2. Количественные показатели работы сердца за 1 минуту посравнению с нормой.
3. Умение подсчитать пульс за 10 секунд. 3. Соотнести подсчитанный пульс с работой сердца.
4. Рассчитать свое собственное давление по формуле длямолодого организма:
АД верхнее = 1,7· возраст + 95;
АД нижнее = 1,6· возраст +42.
4. Провести соответствие между подсчетом по даннымформулам и полученными измерениями.
Часть В.
Практические навыки Аргументы, информация
1. Измерить пульс до и после дозированной нагрузки. 1. Сделать вывод о влиянии нагрузки на частоту пульса.
2. Изучить методику снятия электрокардиограммы. 2. Рассмотреть зубцы линий, о чем они говорят и почему ееснимают в 4-х ответвлениях.
Часть. С – выработка рекомендаций по здоровому образу жизни.
  1. Рабочий день начинать с утренней зарядки.
  2. Чаще ходить пешком, так как периодические сокращения и расслабления скелетных мышц благотворно влияют на работу сердца.
  3. Дружить с физкультурой и спортом.
  4. Правильно чередовать нагрузку и отдых.
  5. Не курить и не употреблять спиртных напитков.
Биологические задачи для кардиологов.
(письменно ответить в тетради каждому кардиологу)
  1. Сколько литров крови перекачает сердце бегуна, если пульс марафонца в период бега 150 ударов в минуту, а время в пути 2 часа 30 минут. В период бега левый желудочек за 1 сокращение выбрасывает 1000 мл крови.
  2. Получены следующие результаты: 120/80 мм рт. ст.; 190/110 мм рт. ст.; 90/50 мм рт. ст. Что означают эти цифры? Какие показатели являются нормальными, а какие нет?
  3. Вес сердца человека составляет 0,5% веса. Рассчитайте вес своего сердца.
  4. Хорошо известно, что кровеносные сосуды в нашем теле замкнуты, но оказывается из этого правила есть исключение. В брюшной полости есть орган, где замкнутость кровообращения сохраняется наполовину. Сначала там кровь движется по капиллярам, а потом изливается в различные полости. Какой орган имеется в виду? Что достигается такой особенностью его строения?
Пульмонологи.
Часть. А.
Умения Аргументы, информация
Умение пользоваться прибором спирометром. Знание устройства прибора спирометра.
Часть. В.
Практические навыки Аргументы, информация
1. Измерение ЖЕЛ (жизненной емкости легких). 1. ЖЕЛ – основной показатель работы легких.
2. Расчет своей ЖЕЛ по формулам:
мужчины 2,5·рост в м.;
женщины1,9·рост в м.
2. Объяснение разницы ЖЕЛ у мужчин и женщин, спортсменов инеспортсменов, курильщиков и людей, ведущих здоровый образ жизни.
Часть. С. – выработка рекомендаций по здоровому образу жизни.
  1. Чередование нагрузки и отдыха.
  2. Занятия физкультурой и спортом.
  3. Чтобы не было одышки при выполнении разнообразных работ надо:
    а) вести здоровый образ жизни;
    б) не курить, так как снижается ЖЕЛ.
Биологические задачи для пульмонологов.
Решите, правильно или нет то или иное суждение.
  1. Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются.
  2. Во время выдоха диафрагма принимает плоскую форму.
  3. Во время вдоха давлен...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.26 | Просмотров: 1856

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340