Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Учительские раздумья. Педагогические зарисовки. Самоанализ урока - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Учительские раздумья. Педагогические зарисовки. Самоанализ урока


Автор(ы): Савкова Нина Юрьевна, учитель биологии и экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
УЧИТЕЛЬ – это призвание, это определенное сочетание генов…
Или оно у человека есть, или его нет! Именно в генах, в ДНК хромосом организмов закодированы и находятся все наследственные признаки. Предрасположенность к профессии тоже.
УЧИТЕЛЬ – это данность свыше, это больше, чем профессия. Это судьба. И не так уж важно, как приходишь к этому пониманию, когда ощущаешь себя учителем. Ощутив в себе потребность передавать накопленные знания другим, не преподавать уже не можешь!
В этом учебном году наша гимназия перешла на концентрическую программу обучения биологии по линии Никишова, которая начинается с 6-го класса. На мой взгляд эта программа очень удачная: четкое и понятное изложение учебного материала, яркие рисунки, стандартный объем параграфов (новый параграф всегда с новой страницы), качественное издание учебника.
Ученики 6-х классов (а, б, в) с удовольствием осваивают новый предмет. Конечно же, изучать биологию лучше начинать в системе и как можно раньше! Прекрасно отремонтированный новый кабинет биологии, обилие наглядных пособий, гербариев для лабораторных работ, красочных плакатов, современные микроскопы – все это способствует развитию интереса к предмету и хорошему усвоению новых знаний.
Свою роль в проведении уроков биологии как учитель я вижу в том, чтобы привить детям любовь к окружающей среде через интерес к предмету. Особенно важны их положительные эмоции на начальной стадии обучения, когда закладывается новая научная терминология, вводятся новые биологические понятия. Хорошо способствует усвоению «осязательный канал», который включается наряду со зрительным и слуховым, когда я даю ребятам настоящий кокос или провожу лабораторное исследование замоченных заранее семян. Об одном из таких уроков я и расскажу.
Все, что касается биологии, мне всегда интересно. Видимо поэтому ребятам передается мой положительный настрой, и их глаза загораются неподдельным интересом к узнаванию нового. А в концентрической программе что ни урок, то новая тема! Все сжато и очень сконцентрировано – как пружина начинает разжиматься и раскручиваться, так и новый материал начинает обрастать все новыми и новыми подробностями. Потом он обретает наглядность. Потом у ребят возникают уточняющие вопросы… Темп урока нарастает. Виды урочной деятельности сменяют друг друга: отвлекаться некогда! Вот биологический диктант на повторение и усвоение новой терминологии, а вот и многообразие плодов: восковая зеленая тыквина огурца, красная ягода томата, желтое яблоко груши… Какие непривычные научные названия знакомых овощей и фруктов! А раньше говорили, что арбуз – это самая большая ягода, а по новой системе понятий – тоже тыквина, как тыква и дыня… Не удивительно ли?! А какой плод у перца?
К следующему уроку в Интернете находят, что коробочка…

-А теперь заносим названия плодов в тетрадь в табличку: три колонки – Сухие плоды, Сочные плоды, Корнеплоды.
- Но это же совсем не плоды!
- Конечно, будем их отличать. Смотрим на муляж или на настоящий сухой плод, которые демонстрирует учитель, и записываем все в тетради.
- А это же картофель! Ой, а для него нет колонки… И правильно. Это же подземный побег клубень! /Остальные тоже соглашаются/.
Так в сомнениях рождается истина. Естественно, что при регулярных последующих повторениях материал откладывается в памяти и усваивается детьми.
А вот и семена: в коробочках для коллекций их по 10 разновидностей – маленькие и большие. Раздаются каждому. Год создания коллекций — 1959! Удивление и восторг! Семенам почти полвека!
- Теперь понятно, как до нас дошла пшеница из пирамид фараонов! Это же сухие семена, они почти не портятся: в них нет воды! А сочные так хранить нельзя: вот почему, оказывается, муляжи! /Вот и первое открытие, сделано через умозаключения/.
Нездоровое оживление вызывают у некоторых детей семена конопли. Смешок, ассоциация с наркотиком. Слышали звон, да не знают, где он. Интерес уже есть. Предложат – не задумываясь попробуют. И все… Страшновато! Мне есть над чем работать для профилактики. Буду беседовать по межпредметной связи с ОБЖ о здоровом образе жизни.
- А конопля наркотик? А можно попробовать? /Несколько 50-летних семян конопли были изъяты из коллекции. Зачем?/
На доске висят плакаты с изображением семян фасоли и пшеницы, записаны число и тема: «Семя». Объяснение.
Работа с учебником. Зарисовка и подпись составных частей семени фасоли и зерновки.
- А сейчас давайте зарисуем по два семени однодольных и двудольных из коллекции (начинаем понимать, что к чему).
- А теперь лабораторная работа ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.29 | Просмотров: 1333

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340