Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Изучение свойств азотной кислоты - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Изучение свойств азотной кислоты


Автор(ы): Ерёменко Елена Борисовна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы».
М.В. Ломоносов
Цели урока:
  • на основе экспериментальных данных закрепить знания об общих свойствах кислот (на примере HNO2) в свете теории электролитической диссоциации,
  • рассмотреть специфические свойства HNO2 в свете теории окислительно- восстановительных реакций,
  • повысить технику химического эксперимента учащихся,
  • создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности,
  • выполнение презентации по данной теме в Microsoft PowerPoint.
Оборудование: HNO3 разбавленная и концентрированная, медная проволока, индикаторные бумаги, фенолфталеин, растворы NaOH, K2CO3, порошок CuO, штатив с пробирками, инструктаж по ТБ.

Структура проведения урока

Ребята, нам в руки попал старинный пергамент, содержание которого нам придется расшифровать.
Вопрос: Монах-алхимик Бонавентура в 1270 году в поисках универсального растворителя «алкагеста» решил нагреть смесь железного купороса с селитрой. Сосуд, в котором была смесь, вскоре наполнился красно-бурым «дымом». Монах в изумлении застыл, затем убрал огонь и увидел, как в колбу-приемник стала капать желтоватая жидкость. Она действовала на все металлы, даже на серебро и ртуть. Алхимики думали, что сидящий в жидкости рыжий дым является демоном, управляющим одной из стихий природы – водой. Поэтому желтоватую жидкость называли «крепкой водой» или «крепкой водкой». Это название сохранилось до времен М. В. Ломоносова. Как сейчас называют это вещество?
Ответ: Так раньше называли азотную кислоту. Бонавентура получил ее по реакции:
2 FeSO4 · 7Н2О + 4 КNO3 = Fe2О3 + 2 К2SO4 + 2НNO3 +13Н2О +2NO2
Красно-бурый дым – это NО3
С 1720 года в России азотную кислоту получали более простым способом:
2КNO3 + Н2SO4 = К2SO4 + 2НNO3
Сегодня на уроке мы с вами должны, опираясь на эксперименты, закрепить знания об общих и специфических свойствах азотной кислоты с позиции теорий окислительно-восстановительных реакций и электролитической диссоциации.
Для работы класс разбивается на 5 групп, каждая из которых получает свое задание (задание 5 группе выдается за две недели до урока). Учащиеся готовятся в течение 10 минут, используя материал учебника, дополнительную информацию из справочной литературы. Затем к доске выходят по два представителя от каждой группы, один из которых записывает на доске уравнения реакций, а другой докладывает о проделанной работе. Класс принимает участие в обсуждении результатов. В рабочих тетрадях учащихся должны быть зафиксированы основные выводы, уравнения реакций по каждому из рассматриваемых вопросов. Перед выполнением работы необходимо повторить правила по технике безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.

Задание группе 1.

«Изучение физических свойств концентрированной и разбавленной азотной кислоты».
Рассмотрите склянки с концентрированным и разбавленным растворами HNO3. Запишите наблюдения в виде таблицы. Для получения дополнительных сведений используйте справочник по неорганической химии.
Физические свойства концентрированной HNO3 Физические свойства разбавленной HNO3
Зная строение HNO3, дайте характеристику по всем известным вам признакам.

Задание группе 2.

«Изучение химических свойств разбавленной азотной кислоты».
  1. Проделайте опыт, доказывающий наличие катионов Н+ в растворе НNO3.
  2. Проведите реакцию между раствором HNO3 и СuO.
Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Результаты исследований занесите в таблицу.
Исходные вещества Признаки реакции Уравнения реакций в молекулярном иионном виде
Сделайте вывод.

Задание группе 3.

«Изучение химических свойств разбавленной азотной кислоты».
  1. Проведите реакцию между растворами HNO3 и NaOH.
  2. Проведите реакцию между растворами НNО3 и К2СО3.
Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Результаты исследований занесите в таблицу.
Исходные вещества Признаки реакции Уравнения реакций в молекулярном иионном виде
Сделайте вывод.

Задание группе 4.

«Изучение специфических свойств азотной кислоты».
Изучите взаимодействие HNO3 с металлами. Для этого проведите реакции между разбавленной HNO3 и медной проволокой и концентрированной HNO3 и медной проволокой. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Результаты исследования оформите в виде таблицы.
Исходные вещества Признаки реакции Уравнения реакций с позиции теории ОВР
Сделайте вывод.
Давайте ответим на вопрос: «Какими еще свойствами обладает концентрированная азотная кислота?»
Властитель индийского города Лахора по имени Ранжит-Сингх в 1811 году хвастался перед другими владыками, что его голубой алмаз не подвержен действию никаких жидких веществ. Афганский шах Шуджа сказал, что готов поспорить на сам голубой алмаз, что его придворный факир-алхимик может за сутки уменьшить массу алмаза, поместив его в жидкий «алкагест». Предложение было принято. Вскоре после погружения алмаза в растворитель, стало заметно, что камень покрылся пузырьками, а жидкость стала желтой. По истечении суток алмаз снова взвесили, и оказалось, что он потерял в весе около 1 карата (0,2 грамма). К огорчению Ранжит-Сингха, алмаз пришлось отдать шаху Шудже. Правда через 2 года силой оружия алмаз был возвращен в Лахор, но это уже другая история…О какой реакции идет речь?
Ответ: На алмазы разрушительно действует концентрированная азотная кислота. При этом алмаз медленно превращается в СО2 , а желтый цвет жидкости придает NO2
C + 4 HNO3 = CO2 + 4 NO2 + 2Н2О

Задание группе 5.

Оформите презентацию о физических и химических свойствах азотной кислоты, сделанную в Microsoft Power Point. Отбор материала и построение презентации проводится под руководством учителей химии и информатики.
Для закреплен...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.30 | Просмотров: 1274

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340