Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок географии по теме Горные породы и минералы - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок географии по теме Горные породы и минералы


Автор(ы): Таменцева Елена Николаевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: расширить знания учащихся о горных породах, минералах и их свойствах.
Задачи урока:
  • образовательные - познакомить учащихся с новыми понятиями, вспомнить уже известные; дать представление о разнообразии горных пород, обусловив их образование.
  • развивающие - развитие внимательности, логического мышления, умения проводить исследования, делать выводы; расширение кругозора
  • воспитывающие - развитие познавательного интереса, творческой активности, информационной культуры; культуры работы в группах.
Оборудование: образцы горных пород; раздаточный материал, иллюстрации горных пород на слайдах; выставка Горные породы нашей местности.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
Термины и понятия: горные породы, минералы, магма, магматические г.п., осадочные г.п., органические г.п., неорганические г.п., обломочные г.п., химические г.п.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны усвоить знания о делении горных пород на группы по происхождению; об условиях их образования; о разнообразии свойств горных пород.
Перед уроком проводилась исследовательская (проектная) деятельность учащихся:
  • на основе полученной информации об образовании различных групп горных пород, учащиеся подготовили макеты, отображающие процессы образования горных пород;
  • на основе подобранного материала о горных породах и полезных ископаемых Ростовской области учащиеся оформили стенд Горные породы Ростовской области.
План урока:
  1. Организационный момент. - 1 минута.
  2. Актуализация знаний. - 10 минут.
  3. Изучение нового материала. - 20 минут.
  4. Закрепление изученного материала. - 8 минут.
  5. Домашнее задание. - 1 минута.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли.
- Что вам запомнилось на прошлом уроке?
- Что вам стало известно о строении Земли?
Учащиеся (предполагаемые ответы): Литосфера - верхняя твердая оболочка Земли, а самая верхняя часть литосферы - это земная кора. По своему строению земная кора неоднородна, на разных участках имеет большие отличия. Так, земная кора материков отличается от земной коры океанов, поэтому стали различать два типа земной коры: океаническую и континентальную.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив задания на карточках:
Подпишите названия внутренних оболочек земли и укажите их размеры.
Внешняя оболочка земного шара - часть литосферы, лежащая над мантией - называется :
Назовите типы земной коры и их отличия друг от друга.
Учащиеся выполняют задания на карточках, результаты вывешиваются на магнитную доску, анализируются, делается вывод.
Учитель: Скажите, а что, по вашему мнению, еще необходимо знать о литосфере?
Учащиеся: (предполагаемые ответы).
Учитель: Да, нам нужно выяснить вещественный состав литосферы, т.е. из чего она состоит.
Ребята, у вас на столах лежат природные образования. Рассмотрите их. Как вы ду- маете, что это такое?
Учащиеся: Это горные породы, из которых состоит земная кора.
Учитель:
Верно, но почему породы называют горные. Разве камни есть только в горах? Оказывается ребята, термин горная порода остался нам в наследство от времени, когда геология и рудное дело были неотделимы друг от друга. А руду добывали только в горах. Но наука давным-давно ушла вперед, а название осталось прежним. Поэтому, нужно запомнить, что, говоря о горных породах, мы подразумеваем всю каменную поверхность нашей планеты.
Итак, перед вами образцы горных пород. Рассмотрите их, они все разные, не похожи друг на друга. А чем же они различаются?
Учащиеся: (ответы детей о внешних различиях, различных свойствах).
Учитель: Как вы считаете, в чем причина разнообразия горных пород в природе?
Учащиеся: (предполагаемые ответы).
Учитель: Действительно, все зависит от условий образования горных пород, от их происхождения, от их активной жизни. Ведь горные породы рождаются, разрушаются, изменяются сами и изменяют лик и строение литосферы.
III. Изучение нового материала.
Учитель:
Давайте познакомимся со страницами жизни разных горных пород. А в этом нам помогут учащиеся, которые провели практическую работу по исследованию происхождения горных пород.
Ученик 1 (с показом макета Образование магматических горных пород): Все начинается глубоко под Землей, на границе нижней и верхней мантии. Расплавленное вещество мантии, называемое магмой, перемещается из глубин Земли в верхние слои земной коры. При этом магма теряет тепло, начинает остывать и затвердевать, превращаясь в горные породы, которые называются магматическими (из магмы). Когда магма достигает земной поверхности и изливается на нее, то она остывает быстро. В таких условиях образуются породы, состоящие из мелких кристаллов, которые называют магматические излившиеся.
Однако, это происходит не всегда, и часть магмы остается в глубине и остывает гораздо медленнее. В таких условиях образуются горные породы с крупнокристаллическим строением. Их называют магматические глубинные.
Учитель:
Показывает на слайде магматические горные породы.
Ученик 2 (с макетом Образование осадочных горных пород): Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов. Так образуются осадочные горные породы.
Условия их образования различны, поэтому их большое разнообразие.
Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и нас...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.02 | Просмотров: 1569

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340