Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока литературы в 11-м классе по теме: Поэзия Владимира Высоцкого - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока литературы в 11-м классе по теме: Поэзия Владимира Высоцкого


Автор(ы): Маевская Ольга Станиславовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Я согласен бегать в табуне,
Но не под седлом и без узды.
В. Высоцкий

Пусть кружит над Москвою
Охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся
И вместе поплачем.
Б. Окуджава
Цели урока
  • Обучающие
  1. Изучить жанр авторской песни на примере песен В.Высоцкого как уникальное явление русской культуры;
  2. Раскрыть ее связь с фольклором;
  3. Научить учащихся понимать идею песни через ее интертекстуальность.
  • Развивающая – развить взгляд на русскую литературу как на литературу “вечных”, философских вопросов бытия, на тесную связь русской литературы с социальной проблематикой, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов.
  • Воспитывающая – воспитание через песни Высоцкого чувства собственного достоинства, внутренней свободы и независимости, гуманного отношения к людям.
Вступительное слово учителя.
Жанр авторской песни – уникальное явление русской культуры, практически не имеющее аналогов в других культурах. Конечно, поют все народы, но специфика нашего жанра состоит в его словоцентричности, т. е. в особой, акцентированной роли слова, в тесной взаимосвязи с поэтической традицией.
Эта песня как жанр оформилась в 60-х годах XX века, когда автор стал выступать как яркая творческая индивидуальность. Именно в это период возникла потребность в неформальной песне взамен звучащих по радио бодрых песнопений. Истоки жанра авторской песни теряются где-то в фольклоре: это и дворовая, и блатная песня, и романс, фабричная песня 20-х годов, солдатская песня времен Великой Отечественной войны. По жанру авторская песня – это песня-новелла с острым столкновением идей и характеров, с неожиданным финалом.
Авторы эпиграфов к нашему уроку – В.Высоцкий и Б.Окуджава – замечательные представители этого жанра, их творчество сопутствовало духовной жизни нашего общества и помогало нам осознать себя. Но если Окуджава прежде всего романтик, утонченный, аристократичный, то ирония Высоцкого тяготеет к анекдоту, к бытовой сатире.
Его песни значительно разнообразнее по тематике. Они отражают жизнь криминальной среды и жизнь спорта, это военные и сказочные песни, бытовая сатира и аллегорические рассказы о животных.
Как и всякий талант, Высоцкий отвечал своим появлением потребностям общества и времени. Высоцкий написал портрет эпохи. “Я пишу о нашем времени, в котором есть много юмора и много недостатков”, – говорил поэт.
Спортивная жизнь – это часть общественной жизни, именно в ней наиболее ярко, в сжатом виде отражаются противоречия и недостатки жизни всего общества. Поэтому сегодня мы остановимся на спортивном цикле Высоцкого.
Каждая песня Высоцкого – это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Предоставим слово самому поэту, послушаем в его исполнении песню “Я не люблю”.
Учащиеся делают вывод о необычайной искренности поэта, о его ненависти к лживой лести, штампованной фразе, непримиримости к бездарности, нечестности, о желании быть с людьми, о невозможности компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности. Он настолько отвергал насилие, что подозрительно относился к людям, накачивающим мышцы: “Мне кажется, что они готовятся кого-то бить. Скорее всего, слабых”.
Слушаем “Песню о сентиментальном боксере” в исполнении учеников.
Словарная работа.

1.Что значит апперкот?
2. Кто такой рефери?
Беседа с учащимися.
  • Как Вы поняли основную идею песни?
    (Нельзя рассчитывать на силу как на главный аргумент в жизненных спорах, победителем часто оказывается не тот, кто сильнее и напористее, а тот, кто “не бьет”, кто добр, терпелив и мягок.)
  • Только ли осуждение культа силы звучит здесь по отношению к боксеру Буткееву?
    (Мы слышим и сочувствие, сострадание, которое помогает герою подняться к достойной жизни.)
Вывод: в этом произведении своеобразно сочетается острый юмор с нравственным призывом, с рассуждениями о добре и зле.
  • Узнали ли вы строчку, которая лежит в основе рефрена этой песни?
    (Это строка из поэмы В.Маяковского “Хорошо!”).
Учитель: это неудивительно, так как на формирование художественных принципов Высоцкого оказали влияние культура Серебряного века, футуристическая поэтика.
Мы столкнулись сейчас с явлением, чрезвычайно распространенным в авторской песне, – интертекстуальностью. Этот художественный прием основан на свойстве текста включать в себя другие тексты или отсылать читателя к ним. Нам известны три основных интертекстуальных приема: – цитата, реминисценция, аллюзия.
  • С помощью словаря определить значение этих слов:
  1. цитата (точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста-источника);
  2. реминисценция (видоизмененное, но узнаваемое заимствование);
  3. аллюзия (намек на другой текст, событие явление, лицо, которое должно быть известно читателю).
  • Как вы думаете, какой прием здесь использован автором? (Реминисценция).
    Какова роль подобной переклички с русской классикой (а Маяковский к 60-ым гг. XX века уже считался классиком), такого пародийного переосмысления поэтических формул?
    (В результате использования литературных источников в современной действительности выявляются и злободневные противоречия, и отражение вечных законов бытия).
Учитель: в своем творчестве Высоцкий выступает гениальным и очень русским философом, выразившим, как никто, менталитет русского народа, показавшим, что сделала из русского человека советская власть.
Как мы видели, Высоцкий в песнях использует книжную лексику.
  • С лексикой какого стиля сочетается книжная лексика?
    (Со словами разговорного стиля).
  • Найдите в тексте примеры просторечных выражений.
Учитель: Высоцкий умеет говорить на разных языках, и в результате рождается двуголосье, диалогичное слово, сочетающее высокое и низкое, патетическое и ироничное.
Уже в этой песне мы видели одну из основных особенностей творчества Высоцкого – семантическую двуплановость его стихов, наличие “второго дна”, подтекста в песне. Наиболее ярко эта черта отразилась в песнях о спорте, которые иногда называют “политическими”. И это неудивительно, т.к. в странах, лишенных свободы слова, любая метафора, сравнение, шутка ассоциируются с политикой.
Слушаем песню “Бег иноходца”.
  • Какой второй, тайный смысл содержится в песне, повествующей о конских бегах?
    (Он содержится уже в названии “иноходец” - иной, другой, не такой. Герой живет и действует не как все и только таким путем может прийти к своей цели.).
Учитель: в этой песне осмысливается поэтом собственная судьба и творчество, поэтому строки из этой песни вынесены в качестве эпиграфа к уроку.
  • Как вы их понимаете?
Высоцкий восстает не против Советской власти, не против политической системы. Он никогда не был диссидентом, антисоветчиком, он всегда был не только русским, но и советским патриотом. Он восстает против того, что эта власть лишает его свободы творчества, независимости поведения и мышления. Но, несмотря на лояльность Высоцкого к существовавшему строю, власть всячески пыталась затруднить доступ стихов и песен Высоцкого к читателям.
При его жизни было опубликовано лишь одно его стихотворение в альманахе 1975 года “День поэзии”. Первый сборник его стихов “Нерв” появился в 1981 году, после смерти поэта. Свою первую и единственную награду он получил посмертно в 1987 году - Государственную премию СССР за создание образа Жеглова и авторское исполнение песен в телефильме “Место встречи изменить нельзя”. При Советской власти очень нелегко жилось “иноходцам”.
Юмористический характер следующих песен Высоцкого о спорте не отменяет их философского содержания, их политического подтекста.
Слушаем “Песню про прыгуна в высоту”.
  • Какая мысль объединяет эту песню и предыдущую – “Бег иноходца”?
    (Герой этой песни, как и герой предыдущей, не такой, как все: у всех “толчковая левая”, а у него “толчковая правая”. И так же, как к герою песни “Бег иноходца”, удача и победа приходят к нему как награда за упорство, волю, терпение.).
  • Что придает этой песне именно политическую окраску?
    (Не случайно у героя “толчковая правая”. Ибо единственной идеологией социалистического общества была коммунистическая, коммунисты - левые. (Вспомним “Левый марш” В.Маяковского - “кто там шагает правой - левой, левой, левой!”) А герой песни шагает именно правой!).
Учитель: мы помним, что язык стихов Высоцкого обладает двуголосием, в нем сочетаются разные лексические пласты.
  • Найдите книжные заимствования и просторечную лексику в этом стихотворении, выявляющие как злободневные противоречия действительности, так и вечные законы бытия.
  • Какой вневременной, не сиюминутный закон жизни формулирует Высоцкий в своей песне?
(Лишь мгновение ты наверху-
И стремительно падаешь вниз.
Но я все-таки был наверху-
И меня не спихнуть с высоты!)
Учитель: и как в жизни, где высокое рядом с низким, серьезное рядом со смешным, эти романтические, возвышенные строки сочетаются с приземленными, ироничными, бытовыми (предпоследняя строфа).
Насквозь иронична, окрашена в комические тона “Песня про прыгуна в длину”, но не скрывается ли очередная злободневная проблема за внешним юмористическим колоритом песни?
  • Какая метафора имеет политический оттенок?
    (Это ограничительная черта, которую не приемлет герой песни. Может быть, речь идет о закрытости тогдашнего советского общества, о непроницаемости границ, о запрете контактов с иностранцами, о невозможности свободного выезда за границу?).
Учитель: слушаем “Песню про метателя молота”.
Я думаю, что в данной песне политический подтекст уже и не назовешь подтекстом, он стал собственно текстом.
  • О каком же молоте идет речь и какое желание выражает автор ? А уж чем оно объясняется, надеюсь, вам помогли понять предыдущие песни спортивного цикла.
    (Серп и молот были изображены на гербе СССР. Может быть, желание бросить молот как можно дальше характеризует отношение героя к невозможности выехать из страны, свободно перемещаться по миру?).
Учитель: но что же мы все говорим и спорим, удобно устроившись за партами! Не пора ли размяться, заняться спортивной гимнастикой?
Звучит песня “Утренняя гимнастика” Учащиеся повторяют за “тренером” (в его роли выступает один из них) упражнения.
  • Какая строфа этой песни, внешне вполне безобидная, воспринималась в то время Советской властью как оскорбительный намек на дутые цифры планов, показуху и преувеличение собственных достижений?
  • <...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.03 | Просмотров: 1504

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340