Главная / Методические материалы / Логопедия

Логопедическое занятие на тему Описание березы


Автор(ы): Бакулина Валентина Леонидовна, учитель - логопед

Цели.
Образовательная: закрепить знания учащихся о структуре текста-описания, учить детей писать и редактировать сочинения-описания.
Коррекционная: обогатить речь учащихся прилагательными, эпитетами, сравнениями, учить детей отбирать материал к сочинению-описанию.
Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: презентация о берёзе в программе Power Point (приложение 1), рабочие материалы для учащихся (приложение 2).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход занятия
I. Организационный момент.

Л. (логопед): Ребята, послушайте загадку: “Стоит красавица на поляне в белом сарафане, в зелёном полушалке”. Сядет тот, кто назовёт первый звук слова-отгадки, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой звук. Назовите слово-отгадку.
II. Актуализация знаний.
1. Анализ загадки.
Л: Ребята, как вы догадались, что это берёза? Разве у берёзы есть белый сарафан?
( Ствол берёзы сравнивается с белым сарафаном).
Л: С чем сравнивается листва берёзы? (С зелёным полушалком).
Л: Как называют берёзу в загадке? (Красавицей).
О берёзе говорят, как о живом человеке, о красивой девушке.
2. Повторение стилей речи.
Стили речи

Стили речи Какие слова используются Где употребляются Цель
Разговорный Простые, разговорные слова. В беседах, в разговорах со знакомыми людьми, в письмах. Общение
Научный Научные слова, термины. В учебниках, в лекциях,научных трудах. Сообщение
Художественный Эпитеты, сравнения. В художественных произведениях. Воздействие на чувства читателя, слушателя.
Л: В каком стиле написана загадка? (В художественном).
Какие стили речи вы ещё знаете?
Что характерно для разговорного стиля речи?
Что вы знаете о научном стиле?
Каковы особенности художественного стиля речи?
( В художественном стиле используются сравнения, эпитеты. Он употребляется в худо-
жественной литературе. Его цель: воздействие на чувства читателя, слушателя).
Л: Художественный стиль – образный, выразительный, эмоциональный. С его помощью
читателю передаются чувства, которые испытывает автор.
III. Новая тема.
  1. Слово логопеда: Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться составлять описание
  2. берёзы в художественном стиле. (1 слайд, приложение 1).
    К берёзе в России относятся с особой любовью. Её воспевают в песнях, ей посвящают удивительно проникновенные стихи, художники изображают её красоту на картинах.
    Наши предки считали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женскую красоту. Берёзе посвящён летний церковный праздник Семик, во время которого белоствольную красавицу окружают всеобщим вниманием. Девушки украшают берёзку лентами, цветами, водят вокруг неё хороводы, поют песни, плетут венки.
    Поэт Сергей Есенин назвал Россию “страной берёзового ситца”. Берёза – символ нашей Родины.
    Белолица, белоствольна,
    Как невеста, горда и нежна.
    Словно русская песня раздольная,
    К небесам устремилась она.
    Наряд её лёгкий чудесен,
    Нет дерева сердцу милей.
    И сколько задумчивых песен
    Поётся в народе о ней.
    Он дарит ей радость и слёзы,
    И так уж она хороша,
    Что, кажется, в шуме берёзы
    Есть русская наша душа.
  3. Повторение структуры текста-описания.
Л: Вот какое удивительное дерево нам предстоит сегодня описывать. Давайте вспомним структуру текста-описания.
Текст-описание
    1. Представление предмета
    2. Наиболее характерные признаки предмета.
    3. Оценка предмета речи.
    4. Заключение и вывод.
Л: Ребята, постарайтесь описать берёзу красочно, образно, ярко, выразительно, так, чтобы все увидели красоту вашей берёзки, залюбовались ею.
Задача трудная, приступим к её выполнению.
  1. Сбор материала к сочинению.
Л: Начнём со сбора материала к сочинению. Для этого мы познакомимся с художественными текстами, стихами, песнями, посвящёнными берёзе. Будем учиться у мастеров художественного слова.
а) Прочитаем текст Д. Кайгородова “Нет дерева прекраснее берёзы!” (2 слайд)
Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки!
А летом? Сколько красоты в покрытых листьями берёзах! Длинные тонкие ветви, словно зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид.
Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом, и берёза “жёлтою резьбой блестит в лазури голубой”.
И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с берёзой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого оледенели и повисли в воздухе.
Л: Какова тема этого текста, его основная мысль?
Как описывает автор весеннюю берёзку?
Что он говорит о летней берёзке?
Какой предстаёт перед нами осенняя берёзка?
Какой автор видит зимнюю берёзку?
б) Послушаем песню “Берёзка” в исполнении Людмилы Зыкиной.
Средь сосен суровых, средь тёмных ракит
В серебряном платье берёзка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем её красоты.
И нежна, и стройна, и всегда величава она,
Весела и светла, и земле родной мила.
( Слова народные, музыка Фрейзина)
Л: О какой берёзке поётся в песне?
в) Много посвящено берёзке прекрасных стихов. Прочитаем их.
Стихи
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
(Вс. Рождественский)
Л: Какие сравнения, эпитеты использует поэт? (3 слайд)
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)
Л: Как Есенин описал летнюю берёзку? (4 слайд)
Как красива осень в пёстром сарафане!
В чистом небе – просинь, клён горит, как пламя.
Над водой берёзка золотою свечкой,
И плывут листочки вниз по тихой речке.
( Т. Шорыгина)
Л: Какой Т. Шорыгина видит осеннюю берёзку? ( 5 слайд)
По деревьям серебристая
Перекинулась фата.
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота.
(Г. Эйнерлинг)
Л: Какие сравнения, эпитеты помогают увидеть красоту зимней берёзки? (6 слайд)
г) Физкультминутка. (Под музыку Чайковского).
Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),
И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).
Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)
Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).
Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),
Кружась, листочки улетают (покружиться).
А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),
Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).
д) Подготовка к описанию зимней берёзки. (7 слайд)
Л: Начнём мы с описания зимней берёзки. Совсем недавно мы любовались её красотой. Зимнюю берёзку нам поможет вспомнить картина И.И. Грабаря “Февральская лазурь”. Этот ху...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.04 | Просмотров: 5042

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!