Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока литературы в 6-м классе Живи, как эта ежевика... - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока литературы в 6-м классе Живи, как эта ежевика...


Автор(ы): Корчемкина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • Освоение навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения.
  • Отработка навыка определять отличительные особенности эпических и лирических произведений.
  • Формирование и развитие умения выполнять сопоставительный анализ произведений.
  • Развитие эмоционального восприятия, образного мышления.
  • Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков, развитие творческих способностей школьников.
Оборудование урока:
  • миниатюры-размышления учащихся на тему быть или не быть?
  • стихотворение Ежевика; портрет Ф. Искандера
  • иллюстрации учащихся (с прошлого урока)
  • фотография ягоды ежевики
  • таблички с литер. терминами (лирика, лирический герой, эпос, эпический герой)
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, мои юные философы! Рада видеть вас снова и снова!
Надеюсь, вы справились с домашним заданием и ответили на вопрос: быть или не быть? А если кто-то затруднился, но всё-таки попытался это сделать, не волнуйтесь! Ведь даже взрослые не всегда способны отвечать на такие сложные вопросы. Давайте будем учиться думать, размышлять, говорить друг с другом и понимать друг друга.
Проверка домашнего задания (чтение одного - двух ответов)
Вика Водопьянова: Быть или не быть? Жить или не жить? Вот в чём вопрос: Если жизнь тебе дана, живи! Живи её так, как захочешь. Главное - не обижай никого, а помогай! Если трудно жить, трудись! Терпение и труд всё перетрут!
Виталий Боровиков: Быть цветку или не быть? Цветок не просто жил на земле. Своей жизнью он дал жизнь другому цветку, более сильному и прекрасному.
Ирина Горбатых: Быть: жить или существовать? Нужно быть! Нужно жить! Смысл жизни заключается в человечности. Настоящая жизнь - это когда ты стараешься выжить и жить не ради себя, а ради близких, родных, ради своей семьи.

- Спасибо, ребята, за ваши бесценные мысли! Это ваш первый опыт создания философского изречения.
- Вы знаете, на меня неизвестный цветок А.Платонова произвёл сильное впечатление: Яне могла остаться в стороне и тоже попыталась ответить на вопрос Стоит ли жить так, как жил неизвестный цветок?
Я считаю, что стоит жить так, как жил неизвестный цветок. Образ неизвестного цветка помог мне понять, что надо учиться быть сильным, терпеливым, стойким, целеустремлённым. Только тогда ты сможешь добиться в жизни чего-то важного
Проблемный вопрос.
- Когда я ответила на один вопрос, у меня сразу же возник следующий: Можно ли согласиться с изречением философа Э. Кроткого, который утверждает, что в гибели одуванчика - его бессмертие?
Получается:надо погибнуть, чтобы родилась новая жизнь?
- И где мы с вами попытаемся найти ответ на этот вопрос? (:)
- Верно. В книге. Как говорил великий мудрец Платон Книга - немой учитель. Но это только кажется, что книга не говорит. Книга говорит с нами. Главная наша задача - услышать её и понять. Научиться понимать книгу можно только в том случае, когда мы читаем вдумчиво, внимательно.
- Сегодня книга нам расскажет об удивительной ягоде. Она живёт в стихотворении Ф. Искандера Ежевика.
Послушайте его и определите, что объединяет это стихотворение и сказку-быль Неизвестный цветок?
Выразительное чтение учителем.
(Дети отмечают то, что объединяет эти два произведения одна тема Борьба за жизнь)
- Чем отличаются эти произведения? (Неизвестный цветок - эпическое, Ежевика - лирическое)
Работа с литературными терминами.
- Существует ли разница между эпическим героем и лирическим? (Да. Для эпического героя характерно проявление характера через поступки и взаимодействие с окружающими его героями, а для лирического героя характерно проявление внутренней силы, связанной с эмоциями, чувствами)
- Скажите, какие эмоции вызвало у вас стихотворения Ф. Искандера? (торжество, радости, восхищения, <..>)
- Спасибо большое. В этом наши мысли полностью совпадают.
(Один из учеников задаёт противоречивый вопрос Странно, но я увидел в этом стихотворении развитие событий! Разве в лирическом произведении может быть сюжет?)
- Спасибо за вопрос, юный философ! Конечно, ребята! В лирическом стихотворении может быть сюжет. Только мы должны суметь увидеть в этом сюжете силу чувств и эмоций лирического героя, развитие его внутреннего мира!
- Выпишите, пожалуйста, из текста строчки (не больше двух), которые являются кульминационными (Живи, как эта ежевика, жизнь выжимая из камней
- Смотрите, ребята, что происходит! В очередной раз мы слышим слова: Живи, как неизвестный цветок! Живи, как эта ежевика! Давайте определим для себя точно, что значит, жить, как эти прекрасные растения. Мы сейчас выполним сравнительный анализ двух образов, неизвестного цветка и ежевики.
Сопоставительный анализ образов (результаты анализа заносятся в таблицу)
Работа в парах:
Примерная таблица.
Образ ежевикиСтихотворение Ежевика Образ цветкаСказка-быль Неизвестный цветок
а над рекою камень дикий::вцепился ежевики расплющенный зелёный куст: однажды упало семечко:и приютилось в ямке меж камнем ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.05 | Просмотров: 1389

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340