Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока литературы в 6-м классе Живи, как эта ежевика...
Автор(ы): Корчемкина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Освоение навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения.
- Отработка навыка определять отличительные особенности эпических и лирических произведений.
- Формирование и развитие умения выполнять сопоставительный анализ произведений.
- Развитие эмоционального восприятия, образного мышления.
- Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков, развитие творческих способностей школьников.
Оборудование урока: - миниатюры-размышления учащихся на тему быть или не быть?
- стихотворение Ежевика; портрет Ф. Искандера
- иллюстрации учащихся (с прошлого урока)
- фотография ягоды ежевики
- таблички с литер. терминами (лирика, лирический герой, эпос, эпический герой)
Ход урока Организационный момент. - Здравствуйте, мои юные философы! Рада видеть вас снова и снова! Надеюсь, вы справились с домашним заданием и ответили на вопрос: быть или не быть? А если кто-то затруднился, но всё-таки попытался это сделать, не волнуйтесь! Ведь даже взрослые не всегда способны отвечать на такие сложные вопросы. Давайте будем учиться думать, размышлять, говорить друг с другом и понимать друг друга. Проверка домашнего задания (чтение одного - двух ответов) Вика Водопьянова: Быть или не быть? Жить или не жить? Вот в чём вопрос: Если жизнь тебе дана, живи! Живи её так, как захочешь. Главное - не обижай никого, а помогай! Если трудно жить, трудись! Терпение и труд всё перетрут! Виталий Боровиков: Быть цветку или не быть? Цветок не просто жил на земле. Своей жизнью он дал жизнь другому цветку, более сильному и прекрасному. Ирина Горбатых: Быть: жить или существовать? Нужно быть! Нужно жить! Смысл жизни заключается в человечности. Настоящая жизнь - это когда ты стараешься выжить и жить не ради себя, а ради близких, родных, ради своей семьи. - Спасибо, ребята, за ваши бесценные мысли! Это ваш первый опыт создания философского изречения. - Вы знаете, на меня неизвестный цветок А.Платонова произвёл сильное впечатление: Яне могла остаться в стороне и тоже попыталась ответить на вопрос Стоит ли жить так, как жил неизвестный цветок? Я считаю, что стоит жить так, как жил неизвестный цветок. Образ неизвестного цветка помог мне понять, что надо учиться быть сильным, терпеливым, стойким, целеустремлённым. Только тогда ты сможешь добиться в жизни чего-то важного Проблемный вопрос. - Когда я ответила на один вопрос, у меня сразу же возник следующий: Можно ли согласиться с изречением философа Э. Кроткого, который утверждает, что в гибели одуванчика - его бессмертие? Получается:надо погибнуть, чтобы родилась новая жизнь? - И где мы с вами попытаемся найти ответ на этот вопрос? (:) - Верно. В книге. Как говорил великий мудрец Платон Книга - немой учитель. Но это только кажется, что книга не говорит. Книга говорит с нами. Главная наша задача - услышать её и понять. Научиться понимать книгу можно только в том случае, когда мы читаем вдумчиво, внимательно. - Сегодня книга нам расскажет об удивительной ягоде. Она живёт в стихотворении Ф. Искандера Ежевика. Послушайте его и определите, что объединяет это стихотворение и сказку-быль Неизвестный цветок? Выразительное чтение учителем. (Дети отмечают то, что объединяет эти два произведения одна тема Борьба за жизнь) - Чем отличаются эти произведения? (Неизвестный цветок - эпическое, Ежевика - лирическое) Работа с литературными терминами. - Существует ли разница между эпическим героем и лирическим? (Да. Для эпического героя характерно проявление характера через поступки и взаимодействие с окружающими его героями, а для лирического героя характерно проявление внутренней силы, связанной с эмоциями, чувствами) - Скажите, какие эмоции вызвало у вас стихотворения Ф. Искандера? (торжество, радости, восхищения, <..>) - Спасибо большое. В этом наши мысли полностью совпадают. (Один из учеников задаёт противоречивый вопрос Странно, но я увидел в этом стихотворении развитие событий! Разве в лирическом произведении может быть сюжет?) - Спасибо за вопрос, юный философ! Конечно, ребята! В лирическом стихотворении может быть сюжет. Только мы должны суметь увидеть в этом сюжете силу чувств и эмоций лирического героя, развитие его внутреннего мира! - Выпишите, пожалуйста, из текста строчки (не больше двух), которые являются кульминационными (Живи, как эта ежевика, жизнь выжимая из камней - Смотрите, ребята, что происходит! В очередной раз мы слышим слова: Живи, как неизвестный цветок! Живи, как эта ежевика! Давайте определим для себя точно, что значит, жить, как эти прекрасные растения. Мы сейчас выполним сравнительный анализ двух образов, неизвестного цветка и ежевики. Сопоставительный анализ образов (результаты анализа заносятся в таблицу) Работа в парах: Примерная таблица. Образ ежевикиСтихотворение Ежевика | Образ цветкаСказка-быль Неизвестный цветок | а над рекою камень дикий::вцепился ежевики расплющенный зелёный куст: | однажды упало семечко:и приютилось в ямке меж камнем ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.05 | Просмотров: 1389
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|