Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Сказкотерапия
Автор(ы): Герасименко Татьяна Турсумбаевна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. (Что особенно важно для коррекционных логопедических групп.) Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того – есть связь с телесноориентированной терапией и ТРИЗом. К методу сказкотерапии тяготеют не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения, высшие учебные заведения. Психотерапевтические методические приемы сказкотерапии легко внедряются в любую образовательную программу, не меняя ее содержания. В нашем случае это программа “Школа 2100…”. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, которые я использую в своей работе, позволяют помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка – источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны и волшебства. Формы работы: - Рассказывание сказок: рассказывание от 1 и 3 лица; рассказывание и придумывание продолжения.
- Сочинение сказок.
- Куклотерапия (пальчиковые, марионетки).
- Постановка и разыгрывание сказок (иногда совместно с родителями).
- Анализ сказок.
- Имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
- Рисование сказок (в детском саду и дома с родителями).
- Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).
Конспект занятия по курсу “Раз словечко, два словечко…” (Риторика) Образовательная программа “Школа 2100…” Подготовительная к школе логопедическая группа. “Путешествие по сказкам” Программное содержание: Закреплять знания детей о вежливости (слова приветствия и прощания), о способах передачи информации и общения. Закреплять умение пересказа известной сказки с опорой на основные события “по кругу”; учить понимать скрытый смысл сюжета сказки; продолжать учить правильно задавать вопросы. Продолжать учить детей давать нравственную оценку поведения того или иного героя в соответствии с нормами морали. Воспитание доброго отношения друг к другу, чувства сопереживания. Нормализация просодической стороны речи. Коррекция эмоционально-познавательной сферы. Оборудование: Кукла (плоскостная) - мальчик Риторик; значки помощники ( в соответствии с программой “Школа 2100…”); русская народная сказка “Маша и медведь”; микрофон; куклы-марионетки (по количеству детей); мольберт с рисунком из сказки “Морозко” с изображением падчерицы и мачехиной дочери; конфеты (шоколадные в яркой обвертке и карамельки); сердечки из бумаги; сундук с элементами театральных костюмов; 2 больших зеркала; воздушный шарик и элементы для воздушной куклы (нарисованные части лица, палочка, шарф). Ход занятия: Воспитатель: - Ребята, я давно мечтаю попасть в страну Сказок. Только вот беда, точной дороги-то я не знаю. Но у меня есть знакомый мальчик, которого вы тоже знаете, он может нам помочь. Он любит общительных и вежливых детей. - А что значит “общаться”? (Разговаривать, беседовать, рассказывать) - Каким бывает общение? (Устным, письменным, с помощью “посредников” - телефон, книга, телеграмма). - Что значит быть вежливым? (Говорить “волшебные” слова) - Что значит поздороваться? (Пожелать друг другу здоровья) Пальчиковая гимнастика “Пальчики здороваются”. “Я здороваюсь везде, дома и на улице. Даже здравствуй говорю, я соседской курице”. (повторить 2-3 раза с ускорением темпа) Риторик (кукла): - Здравствуйте, ребята! Молодцы! Я все слышал, могу помочь попасть в страну Сказок. Но хочу я вас спросить: “Готовы вы пройти везде, героям сказки помогать в беде?” (Дети - “ Готовы!”) Тогда возьмитесь за руки, закройте глаза. Раз, два, три, счастливого пути! (Дети проходят в другое помещение. Звучит музыка, дети открывают глаза.) Воспитатель: - Вот, ребята, мы с вами в сказочной стране. Ах, как красиво! Но смотрите, я вижу значки. Это Риторик нам подсказывает, что нам делать. О чем же они нам говорят? (“Смотри”, “Слушай”, “Говори”) (На полянке лежит книга, русская народная сказка “Маша и медведь”) Воспитатель: - Давайте вспомним эту сказку и по кругу друг за другом расскажем эту сказку, но только очень коротко, самое главное. Начинает рассказывать …Лиза. (Дети рассказывают сказку) Воспитатель: - Молодцы! А теперь попробуем еще раз рассказать по-другому. Представим, что кто-то из вас Медведь. Например … Коля. - Коля, расскажи нам, как ты нес пирожки. (Мальчик представляет себя в роли Медведя и рассказывает от 1-ого лица) Воспитатель: - Какой замечательный у нас Медведь! - А ты, Настенька, превратись, пожалуйста, в Машу, и расскажи нам, как ты заблудилась? (Девочка рассказывает от 1-ого лица) Воспитатель: - Молодец! - Ребята, а давайте возьмем интервью у Медведя, пусть он нам скажет, почему не хотел отпускать Машу? Медведем будет … Саша. Интервью будет брать … Даша. (Происходит диалог между Медведем и девочкой. Медведь: Одному скучно, некому варить, подметать пол. Люблю пирожки.) Воспитатель: - Да, действительно Медведю скучно и одиноко одному в доме. Мне его жалко. Как же нам ему помочь? (Выслушиваю предложения детей) Воспитатель: - Давайте отправим Медведю приглашение на чай от Маши, ведь Маша у нас добрая девочка. - Что же мы напишем? (Дети диктуют текст) - Оставим здесь на полянке, лесной почтальон – сорока, ее передаст. Воспитатель: - Ребята, мы с вами сделали доброе дело. Смотрим на значок, пора отправляться дальше. (Значок “Идем дальше”) (Дети подходят к ширме. На ней значки “Смотри”, “Думай”. Раскрываю ширму, на ней висят куклы-марионетки) Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какое здесь доброе дело можно сделать? (Выслушиваю версии детей) - Давайте кукол оживим, поиграем с ними. (Дети берут куклы и начинают их водить) Воспитатель: - Вот видите, как только мы взяли кукол, они ожили. И от наших действий зависит то, что будет делать кукла. Вот наши куклы поприветствовали друг друга жестами, они пока разговаривать еще не могут. Они решили прогуляться (двигаются). Но вдруг налетел сильный ветер, и наши куклы прижались друг к другу, чтобы им не было холодно. Ветер прекратился, куклы опять разбежались п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.05 | Просмотров: 1951
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|