Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока литературы в 6-м классе по теме Быть или не быть?...Вот в чем вопрос... по рассказу А.П. Платонова Неизвестный цветок - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока литературы в 6-м классе по теме Быть или не быть?...Вот в чем вопрос... по рассказу А.П. Платонова Неизвестный цветок


Автор(ы): Корчемкина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. Способствовать полноценному восприятию произведения и творчества А. П. Платонова.
  2. Дать понятие “жанр в жанре”.
  3. Развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к герою.
  4. Формировать и развивать коммуникативные умения и навыки, развивать творческие способности школьников.
  5. Формировать конкретные художественные образы с помощью средств изобразительного искусства и литературного анализа произведения.
  6. Организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера.
Оборудование урока:
  • рисунки детей
  • таблички с литер. терминами («эпитет», «сказка», «быль», «жанр в жанре»)
  • сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок» ; портрет А.П. Платонова
  • аудиофрагмент «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
  • репродукции картин известных художников: Эмиля Нольде «Красные маки», Фёдора Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», Винсент Ван Гога «Подсолнечники»
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о том, что произведения Пушкина крепкой нитью связывают читателей всех поколений с богатством русской речи. На уроках русского языка и литературы мы с вами учимся правильно и бережно обращаться со словом. Искусство слова – великая тайна, которую мы стремимся познавать. И на это порой уходит вся жизнь. Искусство увековечивает всё, к чему «прикасается». Можем ли мы с вами пользоваться тем, что для нас «сохранило» искусство? Можем ли мы сами что-то создать и сделать это вечным? Как оставить память о себе? Многих людей во все времена волновал вопрос:
Проблемный вопрос: «быть или не быть?»
Мы начнём наш урок со знакомства с шедеврами мировой культуры, которые хранятся в разных музеях мира. Тема первой выставки «Известные» цветы». Мы увидим с вами образы, которые обрели известность и вечность благодаря изобразительному искусству. Во время экскурсии прошу вас, ребята, быть внимательными. Для того чтобы понять, какое впечатление на вас произведут художественные образы, попрошу записывать в таблицу художественные определения (ЭПИТЕТЫ), которыми вы охарактеризуете увиденные «известные» цветы.
Индивидуальная работа (с последующим обобщением) (подготовительная работа к восприятию художественного текста)
На экране появляются репродукции картин великих художников, фоном звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Вальс цветов». Учитель объявляет имена художников, названия картин, технику их исполнения и место хранения (музеи).
«Известные» цветы»
Определения(эпитеты)
«Красные маки» Эмиль Нольде
Яркие, красные, красочные,прекрасные, живые, горячие <…>
«Букет цветов, бабочка и птичка» Фёдор Толстой
Нежные, тонкие, хрупкие, красивые,царственные <…>
«Подсолнечники» Винсент Ван Гог
Сочные, яркие, крепкие, осенние <…>
(Эпитеты зачитываются учащимися и «фиксируются» на доске).
- Каким средством пользовались творцы живописи? (кистью и красками)
- Мы с вами увиденные образы охарактеризовали с помощью...(эпитетов – художественных определений)
- Нашу экскурсию продолжает выставка иллюстраций «Мой цветок». Ребята нашего класса попытались запечатлеть образ цветка таким, каким его представили в своём воображении. Вновь записывайте в таблицу художественные определения (ЭПИТЕТЫ), которыми вы охарактеризуете увиденный «Мой цветок».
Репродукции картин известных художников сменяются иллюстрациями учащихся, которые ребята сделали дома по заданию учителя.
«Мой цветок»
Определения(эпитеты)
«Цветик - семицветик» АлёнаЗахарова
Сказочный, весёлый, счастливый <…>
«Аленький цветочек» Влада Самолова
Радостный, красивый, добрый <…>
«Подсолнух и бабочка» ЮляКожевникова
Удивлённый, тёплый,солнечный <…>
«Душевная ромашка» НастяЧукомина
Загадочная, скромная, душевная <…>
(Эпитеты зачитываются учащимися и «фиксируются» на доске).
- Вы заметили какую-то особенности при подборе эпитетов к образам цветов на обеих выставках? (на первой выставке эпитеты характеризуют КРАСОТУ цветов, а на второй выставке эпитеты помогают понять НАСТРОЕНИЕ цветов)
- Что именно помогло вам определить настроение цветов? (у этих цветов нарисованы лица)
- Ребята, удивительная вещь получается: мы имеем возможность увидеть цветы, которые возможно росли 100-200-300 лет назад. Благодаря чему? (благодаря великому искусству живописи, которое будет жить во все времена)
Работа с художественным текстом.
- «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре…»
- Ребята, как вы думаете, что сейчас будет происходить? (мы будем читать и слушать)
- Правильно. Мы сейчас будем познавать с вами тайну другого искусства, искусства слова. Основная наша задача на уроках литературы – работа с художественным словом, как с великой тайной познания мира.
- Нам сегодня предстоит познакомиться ещё с одним цветком…. «Неизвестным...» Увековечил память о нём А. Платонов, русский писатель, которого смело можно назвать настоящим философом. Вы знаете, кто такой философ?
Запись на доске: «Философ – это храбрый человек, который додумывает до конца то, что у нас только мелькает в голове» (Пантелеймон Романов).
Для того, чтобы понять, о чём думает писатель, мы сами должны стать философами. И мы постараемся раскрыть великую тайну ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА. Именно СЛОВО поможет нам узнать, что за цветок жил однажды на земле…. Будем читать вдумчиво, осознанно.
Чтение произведения (первичное; аналитическое)
(Перед чтением класс произвольно делится на группы, каждая из которых получает задание).
Работа в группах (в процессе чтения группы выполняют полученные задания)
1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);
2 группа – «Художники - эпитеты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);
3 группа «Художники – деятели» - находят в текс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.06 | Просмотров: 2222

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340