Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока литературы в 6-м классе по теме Быть или не быть?...Вот в чем вопрос... по рассказу А.П. Платонова Неизвестный цветок
Автор(ы): Корчемкина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Способствовать полноценному восприятию произведения и творчества А. П. Платонова.
- Дать понятие “жанр в жанре”.
- Развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к герою.
- Формировать и развивать коммуникативные умения и навыки, развивать творческие способности школьников.
- Формировать конкретные художественные образы с помощью средств изобразительного искусства и литературного анализа произведения.
- Организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера.
Оборудование урока: - рисунки детей
- таблички с литер. терминами («эпитет», «сказка», «быль», «жанр в жанре»)
- сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок» ; портрет А.П. Платонова
- аудиофрагмент «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
- репродукции картин известных художников: Эмиля Нольде «Красные маки», Фёдора Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», Винсент Ван Гога «Подсолнечники»
Ход урока Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о том, что произведения Пушкина крепкой нитью связывают читателей всех поколений с богатством русской речи. На уроках русского языка и литературы мы с вами учимся правильно и бережно обращаться со словом. Искусство слова – великая тайна, которую мы стремимся познавать. И на это порой уходит вся жизнь. Искусство увековечивает всё, к чему «прикасается». Можем ли мы с вами пользоваться тем, что для нас «сохранило» искусство? Можем ли мы сами что-то создать и сделать это вечным? Как оставить память о себе? Многих людей во все времена волновал вопрос: Проблемный вопрос: «быть или не быть?» Мы начнём наш урок со знакомства с шедеврами мировой культуры, которые хранятся в разных музеях мира. Тема первой выставки «Известные» цветы». Мы увидим с вами образы, которые обрели известность и вечность благодаря изобразительному искусству. Во время экскурсии прошу вас, ребята, быть внимательными. Для того чтобы понять, какое впечатление на вас произведут художественные образы, попрошу записывать в таблицу художественные определения (ЭПИТЕТЫ), которыми вы охарактеризуете увиденные «известные» цветы. Индивидуальная работа (с последующим обобщением) (подготовительная работа к восприятию художественного текста) На экране появляются репродукции картин великих художников, фоном звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Вальс цветов». Учитель объявляет имена художников, названия картин, технику их исполнения и место хранения (музеи). «Известные» цветы»
| Определения(эпитеты)
| «Красные маки» Эмиль Нольде
| Яркие, красные, красочные,прекрасные, живые, горячие <…>
| «Букет цветов, бабочка и птичка» Фёдор Толстой
| Нежные, тонкие, хрупкие, красивые,царственные <…>
| «Подсолнечники» Винсент Ван Гог
| Сочные, яркие, крепкие, осенние <…>
| (Эпитеты зачитываются учащимися и «фиксируются» на доске). - Каким средством пользовались творцы живописи? (кистью и красками) - Мы с вами увиденные образы охарактеризовали с помощью...(эпитетов – художественных определений) - Нашу экскурсию продолжает выставка иллюстраций «Мой цветок». Ребята нашего класса попытались запечатлеть образ цветка таким, каким его представили в своём воображении. Вновь записывайте в таблицу художественные определения (ЭПИТЕТЫ), которыми вы охарактеризуете увиденный «Мой цветок». Репродукции картин известных художников сменяются иллюстрациями учащихся, которые ребята сделали дома по заданию учителя. «Мой цветок»
| Определения(эпитеты)
| «Цветик - семицветик» АлёнаЗахарова
| Сказочный, весёлый, счастливый <…>
| «Аленький цветочек» Влада Самолова
| Радостный, красивый, добрый <…>
| «Подсолнух и бабочка» ЮляКожевникова
| Удивлённый, тёплый,солнечный <…>
| «Душевная ромашка» НастяЧукомина
| Загадочная, скромная, душевная <…>
| (Эпитеты зачитываются учащимися и «фиксируются» на доске). - Вы заметили какую-то особенности при подборе эпитетов к образам цветов на обеих выставках? (на первой выставке эпитеты характеризуют КРАСОТУ цветов, а на второй выставке эпитеты помогают понять НАСТРОЕНИЕ цветов) - Что именно помогло вам определить настроение цветов? (у этих цветов нарисованы лица) - Ребята, удивительная вещь получается: мы имеем возможность увидеть цветы, которые возможно росли 100-200-300 лет назад. Благодаря чему? (благодаря великому искусству живописи, которое будет жить во все времена) Работа с художественным текстом. - «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре…» - Ребята, как вы думаете, что сейчас будет происходить? (мы будем читать и слушать) - Правильно. Мы сейчас будем познавать с вами тайну другого искусства, искусства слова. Основная наша задача на уроках литературы – работа с художественным словом, как с великой тайной познания мира. - Нам сегодня предстоит познакомиться ещё с одним цветком…. «Неизвестным...» Увековечил память о нём А. Платонов, русский писатель, которого смело можно назвать настоящим философом. Вы знаете, кто такой философ? Запись на доске: «Философ – это храбрый человек, который додумывает до конца то, что у нас только мелькает в голове» (Пантелеймон Романов). Для того, чтобы понять, о чём думает писатель, мы сами должны стать философами. И мы постараемся раскрыть великую тайну ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА. Именно СЛОВО поможет нам узнать, что за цветок жил однажды на земле…. Будем читать вдумчиво, осознанно. Чтение произведения (первичное; аналитическое) (Перед чтением класс произвольно делится на группы, каждая из которых получает задание). Работа в группах (в процессе чтения группы выполняют полученные задания) 1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка); 2 группа – «Художники - эпитеты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты); 3 группа «Художники – деятели» - находят в текс...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.06 | Просмотров: 2222
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|