Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока литературы в 6-м классе по теме: ...он из смерти работает жизнь. А.Платонов. Цветок на земле
Автор(ы): Корчемкина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - 1. Познакомить учащихся со своеобразием платоновских рассказов.
- 2. Учить обобщать прочитанное, услышанное.
- 3. Формировать навыки совместной деятельности, самооценки.
- 4. Формировать коммуникативные качества, культуру общения.
- 5. Развивать умения синтеза, анализа, сравнения.
- 6. Развивать монологическую и диалогическую речь школьников.
Оборудование: рассказ Цветок на земле; портрет А. Платонова импровизированная мастерская иллюстрации ребят (с первого урока по творчествуву А. Платонова) Ход урока Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке прозвучала глубокая мысль о том, что книга - немой учитель? Помните, кто автор этого афоризма? (Платон) - А чему книга может нас научить? (:) - Хорошо. Тогда скажите, всегда ли книга может нас чему-то учить? (только в том случае, если мы читаем внимательно, вдумываемся в каждое слово, всматриваемся в каждую букву и извлекаем для себя полезное и прекрасное) - Верно. Автор стихотворения Ежевика (?:) так говорит: Культура - это не количество ПРОЧИТАННЫХ книг, а количество ПОНЯТЫХ. Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями. Ведь уроки литературы - это диалог. Помните, что такое ДИАЛОГ? (:) Домашнее задание (чтение наизусть стихотворения Ф. Искандера Ежевика 1 ученик) - Мне принесли сегодня одну картину: (учитель показывает рамку, внутри которой ничего нет. Учитель весит эту рамку на слова, записанные на доске: Я помню их, ты запомни меня, а тебя запомнит, кто после тебя народится:Так и будет жить один в другом, как один свет А.П.Платонов) - Попробуйте это высказывание сформулировать в виде вопроса (могут прозвучать разные вопросы, задача учителя уловить тот, который перекликается с вопросом В чём смысл жизни? Проблемный вопрос. - Итак: Мы задаём себе очень сложный философский вопрос В чём смысл жизни? Аналитическая работа с текстом. - Конечно, мы попытаемся ответить на него, размышляя над тайной художественного слова. Я приглашаю всех в МАСТЕРСКУЮ. Наша задача - заполнить картину образами. Словесные, художественные образы обретут вторую жизнь на нашем полотне. - Дома вы прочитали рассказ Цветок на земле. Кого из этого произведения вы первым перенесёте на нашу картину? (:) Кто является главным героем? (внук Афоня) - Давайте прочитаем, каким видит его автор, каким видим его мы (читают фрагменты из рассказа). - Какие эпитеты помогут описать мальчика? (беспокойный, непоседливый, энергичный, любознательный, добрый, внимательный) (Учитель фиксирует на картине образ Афонии +эпитеты) - Чем интересен образ Афони? (ему скучно жить, он просит своего дедушку открыть какую-то великую тайну) - Дедушка. Ещё один герой повествования. Каким мы его увидели? (дети находят фрагменты и зачитывают) - Какие эпитеты вы подберёте для образа дедушки? (сонный, спокойный, трудолюбивый, мудрый, добрый, заботливый, внимательный) (Учитель фиксирует на картине образ дедушки +эпитеты) - Скажите, зачем автор показывает нам внука и дедушку? (внук настойчиво просит дедушку открыть великую тайну Расскажи мне про всё! - Есть ли у вас какие-то первые мысли: про что хочет узнать внук? (:) - В произведении идёт речь о двух людях, юном создании и зрелом человеке. Почему тогда рассказ называется Цветок на земле? (в образ цветка автор вкладывает особый смысл) - Расскажите мне об этом цветке (ребята зачитывают фрагменты из рассказа, учитель фиксирует образ цветка на картине дополняя его эпитетами) - Какими художественными красками-эпитетами рисует автор цветок? (голубой, терпеливый, молчаливый, жалконький, живой, святой труженик) - Какое же удивительное чудо - слово! Благодаря ему мы с вами открываем прекрасные художественные образы! - Ребята, вам что-то или кого-то напоминает наш новый друг - цветок? (Да. Он похож на Неизвестный цветок и Ежевику) - А что ещё общего вы заметили в жизни этих трудолюбивых растений? (они выживают в трудных условиях, становясь сильными и красивыми) - Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на картине самую главную фразу Он из смерти работает жизнь) - Если я спрошу о строении рассказа, т...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.06 | Просмотров: 2455
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|