Главная / Методические материалы / Логопедия

Развитие дыхания детей с нарушениями речи на занятиях изобразительной деятельностью


Автор(ы): Заморина Елизавета Леонидовна, учитель-логопед

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи. Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание – в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь ее неотъемлемой составной частью.
По имеющимся в специальной литературе сведениям расстройства физиологического и речевого дыхания в ряде случаев свидетельствуют о речевой патологии, которая в свою очередь может сопровождать различные отклонения в психофизическом развитии.
Вот почему для детей с нарушениями речи необходимо проводить целенаправленную комплексную работу по развитию дыхания. В практике коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое применение имеют дыхательные упражнения, направленные на формирование правильного физиологического и речевого дыхания. К сожалению, в логопедической практике нет целостной и комплексной системы формирования дыхательной функции.
Проблема состоит в недостаточной разработанности эффективных методов, отсутствии целостной, основанной на мультидисциплинарном подходе, системы работы по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией. Это связано с тем, что логопедам-практикам часто не хватает времени на постоянное и поэтапное включение дыхательных упражнений в логопедические занятия.
Автор данной статьи предлагает план-программу интегрированных занятий по изобразительной деятельности с элементами логопедического занятия «Приключения Ватного Шарика и его друзей» (см. Приложение). В занятие включены дыхательные упражнения, расположенные по принципу поэтапного усложнения. Занятия построены в форме сказки. На каждом занятии повествуется о приключениях Ватного Шарика (наиболее частый материал, используемый в дыхательной гимнастике). Структура занятия соответствует следующей схеме:
  1. Рассказ о приключениях Ватного Шарика.
  2. Загадка по теме.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Практическая работа.
  5. Пальчиковая гимнастика или физминутка-логоритмика.
  6. Итог занятия.
Используя данную программу в логопедической группе, логопед может не беспокоиться о проведении дыхательной гимнастики, потому что эта работа является частью занятия по изодеятельности, которое обязательно проводится каждую неделю.
Вашему вниманию предоставляется первое занятие данной программы.
Занятие № 1. Тема: «Футбольные ворота».
Задачи:
  • учить детей делать простые конструкции из кубиков (например, ворота);
  • развивать мелкую моторику рук ребёнка;
  • вырабатывать сильную отрывистую струю воздуха;
  • развивать память, внимание и воображение детей.
Оборудование: кубики, соломинка для коктейля, вата.
Ход занятия
I. Рассказ о приключениях Ватного Шарика.
Однажды маленький мальчик Игорек играл на улице в футбол. Он был вратарем и ловил мячи. У него хорошо получалось: он был самым лучшим вратарем во дворе. Чтобы поймать футбольный мяч он прыгнул высоко-высоко и упал прямо на коленку. Когда Игорек пришел домой, мама увидела ранку на его ноге. «Игорек, - сказала она, - достань из аптечки ватку: я помажу твою коленку зеленкой.» Игорек послушно полез в аптечку. Доставая воздушную белоснежную вату, он нечаянно уронил маленький ватный шарик, который закатился прямо под диван. Мама помазала сыну ранку, и Игорек вновь побежал на улицу играть в свой любимый футбол. Когда он открывал входную дверь, подул легкий ветерок, который подхватил тот самый ватный шарик, лежавший под диваном, и отнес его прямо на окошко. Очутившись на окне, Шарик неожиданно вздохнул, распушился и ожил! «Куда это я попал?» - воскликнул Ватный Шарик. «Вообще-то, надо сначала говорить «здравствуйте», а уж потом задавать такие глупые вопросы, - ворчливо ответила тонкая красная соломинка, лежавшая на окошке. – Ты на подоконнике». «Здравствуйте, мадам, я не хотел вас обидеть. Я только что прилетел из аптечки и совсем ничего здесь не знаю! Меня зовут Ватный Шарик, а вас, мадам?» «Очень приятно, Соломинка. Я сразу поняла, что ты не местный». «А где же тот прекраснейший мальчик, который меня освободил?» «Выгляни в окошко: Игорек играет в футбол» «Как интересно, - протянул Шарик. – А что такое футбол?» «Как, ты не знаешь, что такое футбол? – взволновалась Соломинка. – Это же игра такая: ребята разбиваются на две команды и забивают мячи друг другу в ворота». «Вот это да! Я тоже так хочу попробовать! – радостно завизжал Ватный Шарик». «Я тебя научу – отозвалась Соломинка. – Сначала нужно построить ворота, в которые мы будем забивать мяч».
II. Конструирование.
Построить из четырех квадратных кубиков и одного прямоугольного футбольные ворота.
«Отлично, - обрадовалась Соломинка, увидев построенные для футбола ворота, - чтобы ты немного отдохнул, Шарик, я расскажу тебе сти...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.07 | Просмотров: 1387

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!