Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока литературы в 8-м классе по теме Зеленый свет мечты и надежды (по рассказу А.Грина Зеленая лампа) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока литературы в 8-м классе по теме Зеленый свет мечты и надежды (по рассказу А.Грина Зеленая лампа)


Автор(ы): Гуляева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Обучающая: учить анализировать текст, учиться проникать в глубины души человеческой, понимая ее диалектику.
  2. Развивающая: развитие мыслительной деятельности и устной речи учащихся.
  3. Воспитательная: воспитание возвышенных эстетических чувств, понимания cложных человеческих взаимоотношений.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, стихотворение А.С. Пушкина “На холмах Грузии”.
“Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. И.С. Тургенев
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина “На холмах Грузии”.
3. Вступительное слово учителя.
С произведениями И.С. Тургенева вы уже знакомы. В 8-м класс вы изучали произведение “Ася” – о первой любви. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством писателя повестью “Первая любовь”. Здесь, как и в “Асе” звучит тема первой любви. Сегодня мы с вами поведем разговор о любви. Почему начали урок с этого стихотворения, потому что именно оно звучит в повести. Это стихотворение будет лейтмотивом нашего урока.
Это произведение о сложных отношениях отца и сына, которые одновременно полюбили одну и ту же девушку? При работе с текстом разберемся, что такое любовь для сына, отца, девушки?
4. Запись в тетрадь темы, эпиграфа, проблемного вопроса.
Посмотрим, как понимает, что такое любовь И.С. Тургенев.
В повести “Вешние воды” он так характеризует первую любовь:
5. Запись на доске. “Первая любовь – та же революция: однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и чтобы там впереди ее не ждало – смерть или новая жизнь,- всему она шлет свой восторженный привет”.
- Согласны ли вы с такой оценкой И.С. Тургенева? Да.
Эта первая любовь перекликалась с чувством другого человека – отца, которого боготворил юноша.
6. Работа с текстом.
- Почему юноша боготворил отца? Какими же были отношения между сыном и отцом? Странные.
В чем странность? Странные были наши отношения. Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня; он уважал мою свободу – он даже был, если можно так выразиться, вежлив со мной… Только он не допускал меня до себя. Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины – о, боже мой, как бы я страстно к нему привязался, если б я постоянно не чувствовал его отклоняющей руки!
- Чем же объяснить такое поведение отца?
7. Словарная работа.
Что значит слово кредо?
Кредо – личные убеждения, основы мировоззрения. (Словарь Ушакова)
- Каково же кредо отца? Его отношение к жизни? “Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать – в этом вся штука жизни, – сказал он однажды.
Умей хотеть – и будешь свободным, и командировать будешь.
Прежде всего, и больше всего хотел жить – и жил…
- Что может дать человеку свобода, по мнению отца? Жить так, как хочется тебе.
- А разве любовь оставляет для человека возможность быть свободным? Для отца – да, для Зинаиды – нет (она хотела, чтобы избранник ее сломил).
- Что же такое любовь для Владимира? Первое чувство.
- Как повлияла любовь на чувства юноши?
8. Выразительное чтение учащимися “Воробьиные ночи” (учитель читает следующие слова. О короткие чувства, мягкие звуки, доброта и утихание тронутой души, тающая радость первых умилений любви).
- Похожи ли чувства отца и сына? Нет.
- Что такое любовь для отца? Мучительная последняя страсть.
- Подозревал ли юноша о том, что отец тоже увлечен Зинаидой? Нет. Он был еще наивный и доверчивый.
- Почему Зинаиде удается сводить мужчин с ума?. Какой секрет она знает, что все мужчины попадают под ее обаяние? Во всем ее существе, живучем и красивом, была какая-то особенно обаятельная смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости, над каждым ее движением носилась тонкая, легкая прелесть, во всем сказывалась своеобразная, трогающая сила. И ее лицо менялось, играло тоже: оно выражало почти в одно и то же время, – насмешливость, задумчивость и страстность.
- Какого мужчину хотела видеть Зинаида возле себя? Кого она могла бы полюбить? Мне надобно такого, который сам бы меня сломил. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику.
Человеком, которого полюбила Зинаида, оказался отец Володи.
Вольдемар первым понимает, что она по-настоящему полюбила. Но кого? Для юноши это загадка вплоть до развязки.
- Как бы вы догадались, что ее избранник отец?
Эпизод в саду
1. - Да ,- повторила она, по-прежнему глядя на меня. - Это так. Такие же глаза, – прибавила она, задумалась и закрыла лицо руками.- Все мне опротивело, – прошептала она, – ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить… И что ждет меня впереди!... Ах, мне тяжело,… боже мой, как тяжело!
2. Эпизод “Прыжок со стены” Вот однажды сижу я на стене… коснулись моих губ.
- В чем трагедия любви отца и Зинаиды?
- Почему отец не женился на Зинаиде?
1. Он был женат на богатой женщине. Он хотел хорошо и богато жить. Зинаида была бедна..
2. Он был женат. В то время были определенные условности. Он тоже был рабом этих условностей.
- Почему Зинаида выделяла Вольдемара среди своих поклонников? И почему мучила его? Он был похож на отца. А мучит его в отместку за несложившуюся любовь. Она мстит, самоутверждается.
9. Чтение эпизода “Выдергивание волос”.
За свою несложившуюся любовь Зинаида мстит всем своим поклонникам. А может и проверяет. (Эпизод с булавкой, игра в фанты)
- Какой же была любовь для Зинаиды? Роковой.
- Что значит роковая любовь?
10. Словарная работа.
Роковая – приносящая горе, несчастье, доставляющая неизбежно страдания.
11. Работа над Эпиграфом.
А теперь посмотрим, как повлияло первое чувство на отношения отца и сына: сблизило их, разъединило, ничего не изменило? Ничего не изменило. Наоборот, возвысило отца в глазах юноши. Отец был образцом мужчины для Вольдемара.
Узнал ли Вольдемар о любви отца и Зинаиды? Глава ХХ! Он подсмотрел. Был потрясен этой сценой, потом долго размышлял над этим. Он узнал много нового о своем отце. Сдержанный и спокойный отец в последней сцене (ХХ! глава удар хлыстом) …нашел порыв бешенства.
12. Слово учителя.
Вывод: Повесть “Первая любовь” – это произведение о сложности человеческих взаимоотношений, о том, как могут быть трагичны отношения между людьми, если они не основаны на любви. Это трагедия отца, связанного супружескими узами, семьей, в которой нет любви. Это трагедия Зинаиды, которая полюбила человека своей мечты, но в силу обстоятельств не имела возможности с ним соединиться. Это трагедия мальчика Вольдемара, первая любовь которого оказалась такой драматичной Может быть, сложности личной жизни личной жизни И.С. Тургенева и его многолетняя жизнь “на краю чужого гнезда” были следствием уродливых отношений в семье его родителей. Это, вероятно, вызвало нежелание писателя строить собственную жизнь на таких же основаниях и довольствоваться “счастьем” в семье без любви. Но самое главное – это поэтизация любви как самого прекрасного, возвышенного чувства, любви как вечной человеческой ценности.
13. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру:
  1. Страничка из дневника Володи.
  2. Кто из героев повести пережил подлинную любовь: Была ли “первая любовь” Вольдемара подлинной любовью?

Тема: “Зеленый свет мечты и надежды” (по рассказу А. Грина “Зеленая лампа”).
Цели:
  1. Обучающая: учить учащихся анализировать текст;
  2. Развивающая: формировать умения выделять главное и делать выводы;
  3. Воспитательная: воспитание гуманности, привитие чуткости и доброты на основе произведения.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрация моря, макет корабля, грамзапись (шум морского прибоя), индивидуальные карточки-сообщения.
ХОД УРОКА
1. Организация урока.
2. Сообщение темы и целей урока.
Надеюсь, что нам удастся плодотворно поработать, потому что произведение интересно, и вы не сможете оставаться безучастными к судьбам героев.
На доске эпиграф урока.
“Я – это мои книги”. А. Грин
3. Слово учителя о писателе.
Вглядитесь в это лицо. Сегодня у вас первая встреча с писателем Александром Грином.
Александр Степанович Гриневский родился в 1880 году в семье “вечного поселенца” конторщика пивоваренного завода в уездном городке Слободском Вятской губернии. Будущий писатель прошел в юности суровую школу испытаний и мытарств. Оставив в 16 лет семью, Саша Гриневский отправился в Одессу, с собой взял корзину для белья и акварельные краски (собирался рисовать где-нибудь в Индии, на берегах Ганга…” За десять лет, отделяющих начало работы писателя от начала самостоятельной жизни, юноша перепробовал множество профессий: был матросом и грузчиком, землекопом и маляром, рыбаком и лесорубом, золотоискателем и писцом. Болезни, голод, нищета преследовали Гриневского, и все же романтика скитаний привлекала его.
Псевдоним Грин появился впервые под рассказом “Случай” в петербургской газете “Товарищ”. Грин поэтизирует бескорыстие, честность, стремление к совершенству. Этими чертами наделены его любимые герои. При жизни писателя было опубликовано 450 произведений.
Выставка книг.
Сегодня на урок я принесла лишь небольшую часть произведений, которые рекомендую прочитать самостоятельно.
Запись эпиграфа.
Грина называли фантазером и мечтателем, фантастом и волшебником. Предлагаю взять слова А. Грина “Я – это мои книги” эпиграфом урока.
Звучит грамзапись (шум морского прибоя).
А теперь, друзья, приглашаю вас отправиться на корабле в необыкновенное путешествие.
- Как можно назвать наш корабль? (“Мечта”)
Нас ждет страна Гринландия. Я хочу раскрыть секрет, что наш корабль зайдет в города, где живут герои Грина. Первая остановка будет в городе “Зеленя лампа”.
4. Работа с текстом.
Чтение 1 части текста вслух учителем до слов Экипаж направился к одному из трактиров Гай-стрит.
Инсценирование Джон Ив, Стильтон.
Чтение...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.08 | Просмотров: 1549

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340