Главная / Методические материалы / Логопедия
Сценарий круглого стола Вечер вопросов и ответов. Об очень важном
Автор(ы): Смелова Наталия Анатольевна, учитель-логопед
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - раскрыть перед родителями важную сторону развития речи ребёнка-логопата 5–6 лет;
- раскрыть возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания
Оборудование и наглядность: - методическая литература по теме родительского клуба, детская художественная литература, иллюстрации художников-сказочников;
- игры для развития звукопроизношения, развития словаря, грамматического строя речи, связной речи;
- памятки для родителей;
- столы, накрытые для чая.
Подготовительная работа: - подобрать педагогическую литературу по проблемам воспитания ребёнка с нарушениями речи для родителей;
- подготовить игры и пособия по развитию речи;
- по числу родителей заготовить Памятки и раздать их в конце встречи.
ХОД КОУГЛОГО СТОЛА Уважаемые родители! Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям. Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника. Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Всё психическое развитие ребёнка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический слад детей отсутствие речи или её патология. С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю). 1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения. 2. Общение ребёнка с другими детьми. 3. Речь взрослого – образец для подражания. 4. Развитие мелкой моторики рук. 5. Чтение детской художественной литературы. 6. Игры с ребёнком взрослых и друзей. Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям) 1. Воспитание звуковой культуры речи. 2. Словарная работа. 3. Формирование грамматического строя речи. 4. Обучение рассказыванию – связная речь. В возрасте шести лет у детей в основном завершается этап усвоения грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них определённые трудности: согласование прилагательных и существительных в среднем роде, понимание различных смысловых оттенков слова (книга – книжонка) и употребление их в различных типах высказываний. Дети изучают происхождение слов ( например, почему гриб называют сыроежкой). Вся работа в этот период направлена на обогащение речи ребёнка разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Он учится правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть – надеть). Что должен знать ребёнок в возрасте 6 лет: - знать многозначные слова из разных частей речи и понимать их;
- уметь образовывать притяжательные местоимения;
- знать происхождение слов;
- уметь подбирать слова, близкие по смыслу к словосочетаниям;
- правильно употреблять глаголы «одеть» и «надеть».
Детство ребёнка кончается. Скоро он пойдёт в школу, и вы должны как можно лучше подготовить его к этому ответственному дню. Главное – объяснить малышу, что начало школьной жизни – это радостное событие, а не изгнание из дома. Все дети с нетерпением ждут первого школьного дня, и лишь у некоторых это событие не вызывает радости. Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед учебой, постоянно повторяя: «Вот тебе в школе покажут!» Поэтому не говорите ребёнку ничего такого, что заставит его волноваться или боятся. В речи детей отмечаются и другие особенности. - Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Р, Рь, Л, Ль) звуки, а некоторые пропускают.
- Дети не способны вычленить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.
- Требует совершенствования интонационная сторона речи.
- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
- Не все дети умеют согласовывать в роде, числе, падеже.
- При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложений.
- Существует проблема новых словообразований.
Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка. – Вот Вы прослушали требования к речи ребёнка 5-летнего возраста. Давайте с вами поговорим о том, какая сторона речи вас беспокоит? (Высказывания родителей) – Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети? Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам. – А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина? – Отсутствие необходимых знаний. – Нет устойчивого интереса к чему-либо. – Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.08 | Просмотров: 2208
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|