Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока литературы в 9-м кл. История души человеческой в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока литературы в 9-м кл. История души человеческой в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени


Автор(ы): Кулакова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

М. Лермонтов.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи.
- Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё?
(Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.)
- «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.
Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.
- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?
(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»)
- Тема нашего урока: «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  • Выдержал ли Печорин испытание опасностью?
  • Способен ли герой на истинную любовь?
  • Какова жизненная философия нашего героя?
На эти и другие вопросы мы сегодня на уроке попытаемся дать ответы.
- Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?
(Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет – не без горькой иронии – «героем нашего времени». Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)
- Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?
(Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».)
- С чем связана смена рассказчиков?
(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя».)
- Как испытывает автор своего героя?
(Автор испытывает своего героя, проводя его через испытания, связанные с опасностью и любовью.)
2. Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча. Автор подвергает героя испытанию любовью.
- Рассмотрим точку зрения первого рассказчика – Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя?
(«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…»)
- Как вы объясните значение слова «странный»?
(Этим скупым определением «странен» в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики. В герое чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за свою любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты. Он слишком часто скучает. Когда Бэла умирает, Печорин вне себя, а похоронив её, неожиданно смеётся. А потом долго болеет.)
- Читая исповедь Печорина в повести «Бэла», какие черты характера этого героя вы можете выделить?
(Решительность, глубокий ум, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость – отличительные черты Печорина.)
- Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?
(«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив её в одной реплике: «Я отдам за неё (Бэлу) жизнь – только мне с нею скучно». Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик.
Белинский писал: «Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…».)
- В чём он видит причину своей внутренней опустошённости?
(«…во мне душа испорчена светом…»)
- Читатель завершает чтение первой главы и ничего определённого не может сказать о герое. Зато возникает множество вопросов.
3. Рассмотрение характера героя в повести «Княжна Мери».
- Мы знаем, что испытания любовью на этом не заканчиваются. Давайте нарушим последовательность изложения, обратимся к повести «Княжна Мери». Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?
(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)
- Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?
(«Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»
Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.)
- Как вы думаете, способен ли Печорин любить?
(«Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…» «Сердце его сжалось…» Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. «Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразить моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Л. Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве.)
- Как это его характеризует?
(Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».)
- Автор вводит в произведение ряд женских образов, чтобы мы увидели отношение Печорина к ним. Почему же он так несчастлив в любви?
- Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.
4. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.
- Кто нам представляет Печорина в главе «Максим Максимыч»?
(Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина.)
- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?
(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.
«…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…»
«…он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера…»
«…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…»
«…его кожа имела какую-то женскую нежность…»
«…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…»
«…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
«… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…».)
- Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе. Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя.
- Какова роль портрета Печорина?
(Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина – ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с Максимом Максимычем.)
- Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу?
(«…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Но может быть, он просто не хотел, чтобы кто-то вторгался в его внутренний мир? « А помните наше житьё-бытьё в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять…А Бэла?.. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…» Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невесёлых мыслей. Диалог показывает, что изменилось в герое после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут.)
- Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?
(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)
5. Характер Печорина в оценке самого героя. Испытание героя опасностью.
- Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?
(Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина.
Дневник – это записи личного характера, в которых чело...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.08 | Просмотров: 2987

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340