Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Экспериментальная работа с газами (элективный курс)
Автор(ы): Марухленко Сергей Алексеевич, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ГАЗООБРАЗНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ. Анализ существующих учебников и учебных пособий по школьному химическому эксперименту позволил выделить ряд недостатков, присущих практически каждому из них: оборудование, конструкция приборов, набор реактивов, а также последовательность выполнения операций предлагаются учащимся в готовом виде, принцип действия всего прибора и функциональное назначение его частей не разъясняется, не уделяется внимание «химизму» процесса. Перечисленные недостатки методики школьного химического эксперимента не позволяют формировать у учащихся умения осознанно планировать экспериментальную деятельность, самостоятельно конструировать приборы, подбирать различные варианты оборудования и реактивов для осуществления химического эксперимента, разумно подходить к требованиям техники безопасности. Помимо этого деятельность «по образцу», рекомендуемая в существующих методиках, приводит в конечном итоге, к снижению мотивации к обучению химии у учащихся, не позволяет формировать у них полноценное химическое мышление. Поскольку важное место в школьном химическом эксперименте занимает эксперимент, связанный так или иначе с работой с газами (получение газообразных веществ, изучение их свойств, изучение химических процессов, в результате которых образуются газообразные вещества), мы поставили перед собой задачу разработать цикл обучения по формированию у учащихся обобщённых умений работы с газами. В рамках школьного курса химии такими умениями являются умения конструировать прибор и разрабатывать методику эксперимента по: а) получению газов; б) собиранию газов; в) очистке и осушке газов; г) поглощению газов; д) хранению газов; е) распознаванию газов. Нами выделены те существенные особенности газообразных веществ и процессов их получения, которые влияют на конструкцию приборов и методику самой экспериментальной работы (для получения газов существенными являются агрегатное состояние реагентов и температурный режим процесса; для собирания газов – молярная масса газа, способность газа растворяться в воде и/или с ней взаимодействовать; для очистки, осушки и поглощения газов – способность их взаимодействовать с определёнными веществами и т. д.). На базе этого создано 7 опорных таблиц (ОТ) , в которых в обобщённом виде систематизирован описываемый материал (см. приложение). Часть информации в опорных таблицах учащиеся получают в готовом виде (физические свойства изучаемых газов, температурный режим их получения и некоторые другие), остальную заносят в таблицы сами, выполняя специально разработанные «исследовательские» задания. После этого, пользуясь опорными таблицами и анализируя свойства газов, учащиеся выполняют систему специальных упражнений теоретического и практического характера, что позволяет им, в конечном итоге, самостоятельно конструировать прибор и составлять методику эксперимента по работе с любым веществом в газообразном состоянии, свойства которого известны ученику. Умения, формируемые и проверяемые в данном цикле обучения. - Общелабораторные умения.
- Пользование нагревательным прибором.
- Проведение нагревания.
- Пользование металлическим штативом.
- Укрепление пробирки в штативе.
- Пользование пробиркодержателем.
- Сборка прибора.
- Проверка прибора на герметичность.
- Пользование мерной посудой.
- Растворение.
- Пользование пипеткой.
- Выпаривание.
- Приготовление фильтра.
- Фильтрование.
- Взвешивание.
- Умения, связанные со знанием свойств веществ.
- Собирание газов вытеснением воздуха.
- Собирание газов вытеснением воды.
- Обнаружение веществ.
- Осуществление химических реакций.
- Качественные реакции на неорганические вещества.
- Получение вещества в одну стадию.
- Получение вещества в несколько стадий.
- Распознавание органических веществ.
- Установление элементарного состава органического вещества.
- Организационные умения.
- Предварительная подготовка к работе.
- Наблюдение и анализ опытов.
- Составление плана решения экспериментальных задач.
- Аккуратность и чёткость в работе.
- Поддержание чистоты рабочего места.
- Оформление записей.
- Карточка для контроля деятельности учащихся.
Список учащихся | Учебные умения илидействия. | Сборка прибора | Проверка герметичности | Достижение цели работы | Разработка прибора | Умения пользоватьсянагревательным прибором | 1……. | | | | | | 2……. | | | | | | 3……. | | | | | | Учащиеся должны знать и уметь. - Знать правила работы с веществами и простейшим оборудованием.
- Знать устройство простейших приборов для получения и собирания газов – и уметь ими пользоваться.
- Уметь обращаться с пробирками, мерными сосудами, лабораторным штативом, спиртовкой; растворять твёрдые вещества; проводить нагревание, фильтрование; обращаться с растворами кислот и щелочей, проверять газы (водород) на чистоту; собирать из готовых деталей приборы для получения газов и наполнять ими сосуды вытеснением воздуха и воды; готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; соблюдать правила техники безопасности.
- Уметь оказывать первую помощь при ожогах кислотами и щелочами.
- Уметь определять кислород, водород, углекислый газ, этилен, ацетилен.
- Знать правила работы с ядовитыми газами (аммиак, хлороводород, диоксид азота, хлор).
- На основе изученных теоретических, положений высказывать предположения (гипотезы) о возможных результатах эксперимента.
- Сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов.
- Высказывать суждения о свойствах веществ на основе их состава и о строении веществ по их свойствам.
- На основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета химии и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: - Глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- Осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- Полнота (соответствие объёму программы и информации учебника);
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента. Оценка экспериментальных умений. Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчёта за работу. - Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлён по плану с учётом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно – трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
- Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведён не полностью или допущены несущ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.09 | Просмотров: 1450
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|