Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока литературы, 11-й класс. Тема: Ответственна ли русская литература XIX–XX веков за деградацию российского общества к началу XXI века?
Автор(ы): Соломяная Галина Федоровна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
План – конспект урока I. Постановка проблемы. Звучит песня В.Высоцкого «Что за дом за такой…» («…и людей позабыл, мы всегда так живём…»). 1. Слово учителя с элементами беседы о цели и задаче урока. Создание ситуации взаимообщения. -О каких людях идёт речь в песне? -О каком она времени? -Всегда ли народ был таким? -Если не всегда, то, как он стал таким? В результате чего? Когда? В какой момент пришло осознание этого? Или за какой период это произошло? Было ли такое одичание во времена А.С.Пушкина? Или во времена, описанные в его произведениях? Например, в «Борисе Годунове» («Народ безмолвствует») или в «Капитанской дочке»? В этих произведениях показан нравственный потенциал народа («там русский дух»). Противовес – призыв «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» или тезис «У рабочих нет отечества». Они – своеобразный символ тоталитаризма, показатели маргинализации и люмпенизации общества. Бичуя российские порядки, посягал ли Н.В.Гоголь на нравственный облик русского народа? Мёртвые души у Гоголя – это Манилов, Коробочка, Собакевич, а не Пробка Степан! «Мертвы» старосветские помещики, но противовес им – Тарас Бульба! Мертвы город и присные в «Ревизоре», но вспомните образ птицы – тройки в «Мёртвых душах»! Общество пусть и не бывшее гражданским, демократическим, тем не менее, было обществом, а не населением. В нём существовала и регулировала общественную жизнь система нравственных ценностей. II. «Если хотите построить социализм, выберите страну, которую не жалко» (Отто Бисмарк). 1. Слово учителя. Формирование утопических взглядов в общественной мысли – это отражение социального заказа на тип реализации общественного устройства российской жизни. Новое социальное содержание взглядов и деятельности Герцена, Белинского (один из вариантов утопии) в отличие от радищевского. Утопизм Радищева был умозрительным, декларативным, ограничивался призывами к совести. Утопизм Герцена и Белинского предполагал программу деятельности. Углубление утопических идей происходит в творчестве Н.Г.Чернышевского (роман «Что делать»). В принципе, это уже шаг вперёд, т.е. прогресс, по сравнению с рабским вопросом «Кто виноват?» (одноимённый роман А.Герцена). но шаг в том ли направлении? Примитивные утопии путём тоталитаризации общества неизбежно плодят армии люмпенов (с Шариковыми во главе). Импульс, данный русской литературой развитию общественного сознания в России, был силён, и в действие пришли жернова истории, на чью мельницу отчасти лила воду литература (Маяковский, Горький, Блок и др.), создавая новый эстетический (и нравственный) идеал. 2. Создание учителем ситуации, требующей дискуссионного решения. - А был ли этот идеал эстетическим и нравственным? Может быть. Ведь воспел же Блок в поэме «Двенадцать» дело революции и тех 12 красноармейцев, шагающих не каким-нибудь, а «державным шагом», и возглавляет это шествие не кто-нибудь, Иисус Христос: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди - Исус Христос. Что это: святость дела революции?! Тогда почему «Злоба, густая злоба кипит в груди Чёрная злоба, святая»? Злоба и святая?! Может быть это из-за того, что Блок понимал революцию как своего рода наказание правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным и нравственным долгом по отношению к русскому народу? В связи с этим злоба раба, который, восстав, борется за свои права и как будто восстанавливает попранную справедливость, по Блоку, является исторически объяснимой и в чём-то оправданной – «святая», но даже это не может изменить её чёрную природу, она не перестаёт быть враждебной гуманизму силой разрушения и уничтожения. 3. Ответы учащихся. Варианты ответов учащихся. (Приложение №2) III. «Мы наш, мы новый мир построим…», разрушив прежний до основанья. Но зачем? 1. Учитель. Определить гражданскую позицию Маяковского. Выявить своеобразие видения писателями эпохи соцреализма, эпохи коренного исторического перелома последствий нового общественного порядка. В.Маяковский: «Хватит жить по законам, данным Адамом и Евой…», «Культура новая, здравствуй!» За 90 лет такого общественного порядка мы и одичали до такой степени. Велика роль соцреализма в формировании психологии винтиков (статья В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература»). 2. Ответы учащихся. Варианты ответов учащихся. (Приложение №3) IV. Судьба инакомыслия в условиях тоталитарного государства. 1. Слово учителя. Слово «инакомыслие» образовано из двух составляющих – «инако» (т.е. другой) и «мысль». Изгоняя одно, неизбежно приходилось избавляться и от другого. В результате такой политики пострадал генофонд нации. Это одна из главных причин...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.10 | Просмотров: 1479
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|