Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока на тему Чиновники на приеме у ревизора. Анализ 4 действия комедии Ревизор
Автор(ы): Фролова Ольга Николаевна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
- Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
- Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков. Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г. ), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос” , костюмы для инсценировки. Ход урока 1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. - В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже. - Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку. Тест. - Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
- Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
- Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
- Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
- Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
- Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
- “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
- Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
- Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
- У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)
2. Анализ 4 действия комедии. - Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку: Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца. Ю. Манн. - Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу? Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему? Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову. - С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. ) Словарная работа. - Дайте лексическое толкование слову “взятка”. (Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. ) - Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть”? -Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело? (Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся. ) - Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток? (Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий) Явление 3. - Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку? Явление 4. - Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты. ) - Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу. ) Какова его речь? (Бессвязное бормотание) Словарная работа. - Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”. ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм) - Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение. Явление 5. - Читаем 5 явление по ролям. Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается) - А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет. ) Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника). - Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить). - Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей. )
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.11 | Просмотров: 2070
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|