Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока на тему: Нравственный выбор Васи (по рассказу Ю. Нагибина Старая черепаха). 6-й класс - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока на тему: Нравственный выбор Васи (по рассказу Ю. Нагибина Старая черепаха). 6-й класс


Автор(ы): Голубева Алла Алексеевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
  • развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
  • воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов.
Оборудование: работы учащихся (рисунки, коллажи, исследовательские работы, сочинения), оценочные листы.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Форма урока: защита проектов.
В основе урока – метод проектов.
Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, дети за неделю до проведения урока разделились на группы и выбрали себе задания:
Тема “Нравственный выбор Васи”
Подтемы в теме проекта Состав творческой группы Вопросы для раскрытия подтемы Форма выражения итогов проектной деятельности
Вася – главный герой рассказа. Ванеев Д.,Бузулуков Д.,
Журавлева М.,
Скороход Р.,
Холоднов М.,
Ярцева М.,
Федоров Н.
Портрет литературного героя. Чего хочет Вася и как ведет себя при этом? (Примеры из текста) Какие черты характера раскрываются в поступках Васи? Как меняется душевное состояние мальчика? (Сравнить, сделать выводы, опираясь на текст.) Отношение автора к Васе (Лексическая работа). Словесное рисование, рисунок-портрет. Инсценировка фрагментов рассказа.Устное выступление.
Исследовательская работа.
Проблемы, поставленные в рассказе. Бобылева Н.,Обухова И.,
Ифутина К.,
Рычкова Т.,
Васильева В.
Как автор изображает черепаху и почему? Почему Вася решил вернуть себе черепаху? Как он приходит к этому решению? Почему в начале рассказа автор называет поступок мальчика свершением, а в конце – подвигом? Почему автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?“Старый друг лучше новых двух”?
“Мир существует для тебя, но и ты для мира”?
Объяснить значение слов “нрав”, “нравственность”, “нравиться”. Что в них общего?
Коллаж “Милосердие”.Коллаж “Свершение – подвиг”.
Сочинение.
Сочинение.
Письменный ответ на вопрос.
Особенности композиции рассказа. Карпукова О.,Самигулин Э.,
Орехова А.
Традиционно ли построение рас-сказа? Определить его части. Вспомнить известные стилистичес-кие приемы. Подумать, какой стилистический прием лежит в основе рассказа. Привести аргу-менты. Объяснить роль данного стилистического приема. Исследовательская работа
Данный урок является итоговым в работе учащихся, которая проводилась во внеурочное время. Здесь представлены материалы, подготовленные учащимися.
Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, учитель же является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость.
Ход урока.
I. Объявление темы урока.
Выступление первой творческой группы.
К доске выходит ученик.

- Я Вася. Мне всего 6 лет. Я маленький, худенький мальчик. В книге нет описания моего портрета, поэтому читатели представляют меня по-разному: кто – светлым, кто – темным (показывает на рисунки с его портретами). Автору важно было показать не внешность, а характер. А характер мой изменился после одной истории. Вот как это начиналось. Я пришел с мамой в зоомагазин… (Ученики инсценируют эпизод рассказа)
Сценка прерывается комментариями ученицы по теме “Какие черты характера раскрываются в поступках Васи?” Она отмечает, что главный герой в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
Продолжение сценки.
Дальнейшее выступление ученицы:

- Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
Учитель: поступки – это внешнее выражение состояния человека. А что происходит в душе Васи?
Проект ученика “Душевное состояние Васи”.
- Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но тут же его душевное состояние омрачается: мама не разрешает купить черепашек. Расстроенному мальчику везде видятся черепашки (цитата). В своей рассеянности мальчик даже не ощутил обычной радости купанья, равнодушно вышел из воды и медленно побрел за матерью.
Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает.
В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
Учитель: мы познакомились с главным героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи.
Выступает II группа учащихся.
Одна ученица называет проблемы, обозначенные в рассказе, а вторая ученица записывает их на доске:
Проблемы
- милосердия
- совести
- долга
- подвига

Далее поочередно выходят к доске учащиеся “защищать” свои коллажи по двум названным проблемам: “Милосердие” и “Свершение – подвиг”.
Ученица: некоторые проблемы сформулированы самим автором. Так он заставляет нас задуматься над словами мамы “Старый друг лучше новых двух?”
Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной проблеме.
Ученица:
следующая проблема, сформулированная автором, - это вывод, к которому приходит мальчик бес...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.11 | Просмотров: 4040

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340