Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока на тему: Нравственный выбор Васи (по рассказу Ю. Нагибина Старая черепаха). 6-й класс
Автор(ы): Голубева Алла Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
- развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
- воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов.
Оборудование: работы учащихся (рисунки, коллажи, исследовательские работы, сочинения), оценочные листы. Форма организации учебной деятельности: групповая. Форма урока: защита проектов. В основе урока – метод проектов. Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, дети за неделю до проведения урока разделились на группы и выбрали себе задания: Тема “Нравственный выбор Васи” | Подтемы в теме проекта | Состав творческой группы | Вопросы для раскрытия подтемы | Форма выражения итогов проектной деятельности | Вася – главный герой рассказа. | Ванеев Д.,Бузулуков Д., Журавлева М., Скороход Р., Холоднов М., Ярцева М., Федоров Н. | Портрет литературного героя. Чего хочет Вася и как ведет себя при этом? (Примеры из текста) Какие черты характера раскрываются в поступках Васи? Как меняется душевное состояние мальчика? (Сравнить, сделать выводы, опираясь на текст.) Отношение автора к Васе (Лексическая работа). | Словесное рисование, рисунок-портрет. Инсценировка фрагментов рассказа.Устное выступление. Исследовательская работа. | Проблемы, поставленные в рассказе. | Бобылева Н.,Обухова И., Ифутина К., Рычкова Т., Васильева В. | Как автор изображает черепаху и почему? Почему Вася решил вернуть себе черепаху? Как он приходит к этому решению? Почему в начале рассказа автор называет поступок мальчика свершением, а в конце – подвигом? Почему автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?“Старый друг лучше новых двух”? “Мир существует для тебя, но и ты для мира”? Объяснить значение слов “нрав”, “нравственность”, “нравиться”. Что в них общего? | Коллаж “Милосердие”.Коллаж “Свершение – подвиг”. Сочинение. Сочинение. Письменный ответ на вопрос. | Особенности композиции рассказа. | Карпукова О.,Самигулин Э., Орехова А. | Традиционно ли построение рас-сказа? Определить его части. Вспомнить известные стилистичес-кие приемы. Подумать, какой стилистический прием лежит в основе рассказа. Привести аргу-менты. Объяснить роль данного стилистического приема. | Исследовательская работа | Данный урок является итоговым в работе учащихся, которая проводилась во внеурочное время. Здесь представлены материалы, подготовленные учащимися. Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, учитель же является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость. Ход урока. I. Объявление темы урока. Выступление первой творческой группы. К доске выходит ученик. - Я Вася. Мне всего 6 лет. Я маленький, худенький мальчик. В книге нет описания моего портрета, поэтому читатели представляют меня по-разному: кто – светлым, кто – темным (показывает на рисунки с его портретами). Автору важно было показать не внешность, а характер. А характер мой изменился после одной истории. Вот как это начиналось. Я пришел с мамой в зоомагазин… (Ученики инсценируют эпизод рассказа) Сценка прерывается комментариями ученицы по теме “Какие черты характера раскрываются в поступках Васи?” Она отмечает, что главный герой в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе. Продолжение сценки. Дальнейшее выступление ученицы: - Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе. Учитель: поступки – это внешнее выражение состояния человека. А что происходит в душе Васи? Проект ученика “Душевное состояние Васи”. - Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но тут же его душевное состояние омрачается: мама не разрешает купить черепашек. Расстроенному мальчику везде видятся черепашки (цитата). В своей рассеянности мальчик даже не ощутил обычной радости купанья, равнодушно вышел из воды и медленно побрел за матерью. Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает. В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку. Учитель: мы познакомились с главным героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи. Выступает II группа учащихся. Одна ученица называет проблемы, обозначенные в рассказе, а вторая ученица записывает их на доске: Проблемы - милосердия - совести - долга - подвига Далее поочередно выходят к доске учащиеся “защищать” свои коллажи по двум названным проблемам: “Милосердие” и “Свершение – подвиг”. Ученица: некоторые проблемы сформулированы самим автором. Так он заставляет нас задуматься над словами мамы “Старый друг лучше новых двух?” Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной проблеме. Ученица: следующая проблема, сформулированная автором, - это вывод, к которому приходит мальчик бес...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.11 | Просмотров: 4040
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|