Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Урок-презентация. Тема: Факторы среды и их влияние на биоценозы
Автор(ы): Миляева Мария Панаётовна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: выяснить, что такое факторы среды, их взаимодействие и влияние на биоценозы. Задачи: Сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Научить школьников выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную характеристику. Сформировать у учащихся познавательный интерес к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий. Расширить знания школьников о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу. Оборудование: - таблицы с изображением животных, иллюстрирующие приспособленность их к среде обитания;
- презентация;
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный, систематизирующий ЗУН. Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстрированный, частично поисковый с элементами исследовательской работы. Основные понятия и термины урока: абиотические, биотические и антропогенные факторы среды. Приёмы деятельности учителя: введение в тему; рассказ с опорой на знания из курса биологии за 6 класс; организация и закрепление в форме биологических задач и тестов в ходе изучения материала. Организация деятельности учащихся: отработка отдельных, касающихся темы данного урока, элементов опорного конспекта; ответы на биологические задачи и тесты в ходе закрепления; обобщение знаний. I. Организационный момент. II. Изучение нового материала с закреплением. III. Представление учебного проекта. IV. Закрепление: тест-контроль. V. Домашнее задание. I. Организационный момент. II. Изучение нового материала с закреплением. Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействие разнообразных экологических факторов. Показ слайда № 1 и слайда № 2 (Приложение 1) Зависимость каждого организма и любой популяции от абиотических, биотических и антропогенных факторов можно показать на примере всем известного растения пшеницы. Показ слайда №3 (Приложение 1) Климат является главным фактором внешней среды. Основные компоненты климата – свет, температура, влажность. Все они относятся к абиотическим факторам. Различные животные могут отрицательно или положительно реагировать на свет, что тесно связано с их образом жизни. Воздействие света на организмы может иметь, например, следующие последствия: - наступление периода размножения у птиц (при увеличении длины светового дня);
- суточные и сезонные ритмы у растений и животных;
- подготовка к перелётам птиц;
- наступление стадии покоя у насекомых;
- начало цветения у растений;
- изменение интенсивности процесса фотосинтеза у растений, а также их скорости роста и развития.
На жизнедеятельность различных организмов очень серьёзно влияет температурный фактор. Его воздействие может приводить, например, к следующим последствиям: - ускорение или замедление темпов эмбрионального развития у рыб, земноводных, пресмыкающихся и других животных;
- увеличение или уменьшение двигательной активности;
- наступление периода летней или зимней спячки;
- изменение интенсивности питания;
- активизация или ослабление процесса дыхания;
- наступление периода размножения;
- начало сокодвижения у растений;
- увеличение или уменьшение скорости прорастания семян.
Верхний температурный предел жизни – 45-50° С тепла. Это связано с тем, что при температуре выше 50° С, как правило, начинается необратимое разрушение белка . Изменение температурного фактора по-разному влияет на организмы холоднокровных и теплокровных животных. В первом случае это приводит к понижению интенсивности процессов жизнедеятельности, а во втором – к их активизации. Третьим важнейшим экологическим фактором является влажность. Роль этого фактора в жизни растений, животных, грибов, микроорганизмов связана с тем, что вода: - входит в состав различных клеточных структур;
- принимает участие в растворении и транспортировке многих веществ в клетке;
- обеспечивает терморегуляцию в организме;
- образует внутриклеточную среду, необходимую для нормального функционирования различных органоидов.
Вопрос учащимся: назовите приспособления растений и животных к низкой влажности воздуха и почвы. Совместное рассуждение. Биологическая задача № 1 Даны животные: черепаха, ящерица, божья коровка (жук). Объясните, в чём проявляется зависимость насекомых и пресмыкающихся от такого фактора среды как температура? Почему большинство этих наземных животных в период активности не переносят холода и погибают? III. Представление учебного проекта Показ-представление учебного проекта “Влияние абиотических факторов среды на амфибионтов”, см. Приложение 2. Вывод № 1: к основным абиотическим факторам относятся температура, свет, влажность. Популяции биологических видов, живущие в пределах одного ареала, могут вступать друг с другом в экологические взаимодействия разных типов. Показ слайда № 4 (Приложение 1). Биологическая задача № 2 Жизнь животных зависит не только от абиотических факторов среды. Как вы это понимаете? Какое значение для животных имеют растения? Приведите примеры взаимосвязи растений и животных. Вывод № 2: взаимодействия между особями и популяциями одного или разных видов называется биотическими факторами. На первых этапах своей эволюции человек общался со многими другими биологическими видами “на равных”, и его влияние на природную среду не выходило за пределы её возможностей к самовосстановлению. Однако дальнейший прогресс человеческого общества привёл к всё более у...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.14 | Просмотров: 2684
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|