Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по литературе для 9-х классов по теме Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока по литературе для 9-х классов по теме Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака


Автор(ы): Ужвак Олеся Павловна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака.
2. Осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; продолжать развивать речевые навыки учащихся.
3. Воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: АРМ учителя, выставка произведений Б. Л. Пастернака, учебник-хрестоматия по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, презентация (Приложение 1).
Ход урока (мероприятия)
I часть: Организационный момент
1.1. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II часть: Актуализация знаний учащихся
2.1. Просмотр видеоролика «Литература Серебряного века», характеризующего развитие литературы в эпоху Серебряного века.
2.2. Беседа по вопросам учителя, воспроизводящая знания учащихся об эпохе Серебряного века.
- Какой период времени в русской литературе мы называем эпохой Серебряного века? (Эпоха Серебряного века относится к концу 19 – началу 20-го веков.)
- Как условно можно разделить новые литературные направления этого времени? (Новые литературные направления эпохи Серебряного века условно делятся на три группы: реализм, модернизм, пролетарская литература.)
- Назовите основные литературные формы модернизма. (Основными литературными формами модернизма являются: символизм, акмеизм, футуризм.)
- Перечислите поэтов Серебряного века, уже знакомых вам.
III часть: Знакомство с новым материалом
3.1. Представление темы урока (внеклассного мероприятия). Запись темы урока в тетради.
- Сегодня я хочу вас познакомить с поэтом Серебряного века, опальным писателем, философом, удостоенным Нобелевской премии – с Борисом Леонидовичем Пастернаком. Он родился и жил в непростое время: революция 1917 года, гражданская война, годы сталинизма, Великая Отечественная война, «оттепель» 60-х… (Слайд №1)
3.2. Знакомство с целями урока (внеклассного мероприятия). Объявление письменного задания на урок.
- Внимательно познакомиться с информацией и самостоятельно составить в тетрадях конспект «Этапы жизни и творчества Б. Л. Пастернака».
- Эпиграфом стали строки из стихотворения М. Цветаевой. Именно они, по моему мнению, определяют цели нашего мероприятия. (Слайд №2)
3.3. Знакомство с традициями семьи.
- 10 февраля 1890 года, в Москве, родился Борис Пастернак. Его отец – известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. В семье частыми гостями были художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Он часто рисовал Л.Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке. Музыка для Пастернака была культом. Вне музыки себя не представлял. Больше всего любил Скрябина. Собирался стать музыкантом, но случайность, вера в предопределение всё изменила. Музыкантом не стал, но сколько стихов навеяно музыкой, в скольких упомянуты её творцы! (Слайд №3)
3.4. Путь к поэзии.
- Путь к поэзии шел через Марбург, куда юный Борис поехал на подаренные матерью двести рублей, заработанные репетиторством и жестокой экономией, изучать философию. Он ехал туда с искренним желанием всего себя вложить в науку, не замечая, что взгляд его на все, в том числе и на маленький, древний город, - взгляд поэта, а не ученого. Во все, что он делал, он вкладывал всего себя; так было и в Марбурге, где профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался. Поэзия в нем пробудила любовь. Да, в той первой любви он получил отказ, но поэзия осталась с ним навсегда. (Слайд №4)
Становление Б.Пастернака происходило под влиянием окружения. Сначала поэт увлёкся символизмом, но не столько им, сколько видением мира А.Блока, А.Белого. Позже его привлекает футуризм, но самое умеренное его ответвление «Центрифуга».
3.5. Выход первого сборника стихов «Близнец в тучах», 1914 год.
- Все лето 1913 года Борис Пастернак жил на даче в Молодях, и там сложилась его первая книга стихов “Близнец в тучах”. А самая первая публикация была еще до этой книги в альманахе «Лирика». Туда вошло и написанное в 1912 году стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»
Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б.Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности. «В стихотворении Б.Пастернака «Февраль…» мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга». (Слайд №5)
3.6. Знакомство со стихотворением «Февраль. Достать чернил и плакать!», 1912 год.
- Стихотворение «Февраль…» имеет три варианта, датированных 1912, 1928 и 1945 годом. Я представляю вам второй, знаменитый вариант 1928 года.
Литературоведы считают, что в лирике Б.Пастернака есть стихотворения, в которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения «я». Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Неопределенность в этом отношении оказывается необходимой для полноты лирического высказывания. Таким путем стираются грани между лирическим «я» и миром.
Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником (Восприятие, оценка, истолкование.) (Слайд №6)
3.7. Знакомство со стихотворением «Снег идёт», 1957 год.
Ни у кого природа так не одушевлена, а по количеству стихотворений, посвященным временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает первое место в русской поэзии.
Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идет» - одно из них. Оно было написано в 1957 году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».
Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником (Восприятие, оценка, истолкование.) (Слайд №7)
3.8. Выход второго сборника «Поверх барьеров», 1917 год.
Вторая книга – «Поверх барьеров» была опубликована с цензурными изъятиями в 1917 году еще до Октябрьской революции. (Слайд №8)
3.9. Выход книги стихов «Сестра моя – жизнь», 1922 год.
После Октября в творчестве Пастернака наметился переход к эпосу. Написаны поэмы «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Воздушные пути», роман в стихах «Спекторский», в которых поэт размышляет о драматической судьбе личности в революции.
Примерно летом 1917 года, была написана, но издана пятью годами позже книга «Сестра моя – жизнь». Сборник открывает новый этап творчества поэта. Борис Леонидович посвящает его М. Ю. Лермонтову, ставшему для него «олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного поэтического утверждения». (Слайд №9)
3.10. Знакомство со стихотворением «Урал впервые», НРК.
Поэт Борис Пастернак – лирический живописец. Он точно так же, как в своё время Тютчев, испытывает чуть ли не религиозное удивление перед «божьим миром». Так, по словам близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящую вокруг жизнь – именно «божий мир».
Порой пейзаж у Пастернака принимает глобальные размеры, близкие по масштабам стихам Маяковского. В первозданности красок предстаёт перед читателем Урал, вереницы пейзажей вторгаются в стихи поэта, выражая его восторг перед миром природы.
Выразительное чтение стихотворения учителем. (Слайд №10)
3.11. Выход книги «Второе рождение», 1932 год.
В 1931 отправился на Кавказ, в Грузию; кавказские впечатления нашли отражение в стихах, вошедших в цикл «Волны». Этот цикл стал частью книги «Второе рождение», в которой поэт приходит к классической простоте стихотворного языка.
В 1930-31-е года Пастернак пишет книгу «Второе рождение». Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз.
В 1932-м году книга стихов «Второе рождение» выходит в свет. Второе рождение переживала и сама поэзия Пастернака. Она заговорила новым языком. И любовь, и искусство, и жизнь! Звучит авторская позиция, утверждающая: не я, а мир; не я, а жизнь; не я, а любимая!
К стихам, написанным ранее, поэт стал относиться критически. Отнюдь не все из них он потом переиздавал. (Слайд №11)
3.12. Знакомство со стихотворением «Любить иных – тяжёлый крест…», 1931год.
Это о ней, вдохновительнице, друге, жене. Жизнь Зинаиды Николаевны сложилась так, что, красавица, пианистка, она, защищая интересы Пастернака, вынуждена была заниматься «прозой жизни», домом, семьей.
Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником (Восприятие, оценка, истолкование). (Слайд №12)
3.13. Знакомство со стихотворением «Никого не будет в доме…», 1931 год.
Произведения Бориса Леонидовича необычны, фантазия поэта увлекает нас в таинственный, иногда не совсем с первого взгляда понятный мир.
В стихотворении «Никого не будет в доме…» нашли отражение обстоятельства личной жизни поэта: в 1931-м году, как уже упоминалось выше, Пастернак создаёт новую семью. Это событие послужило отправной точкой для рождающейся тогда лирики поэта. Стихотворение, написанное в 1931-м году, вошло в сборник с символическим названием «Второе рождение». (Слайд №13)
Прослушивание песни из к/ф «Ирония судьбы…» (Приложение 2) (Восприятие, оценка, истолкование.)
3.14. Переезд в Переделкино.
В 1937-м году Пастернак стал едва ли не единственным среди писателей в Советской России, который не подписал петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов.
Репрессии не коснулись Пастернака, хотя кругом творилось необыкновенное. Сам Сталин сказал о нём, как о юродивом: «Оставьте этого юродивого в покое». А позже станет известно, что на Пастернака был собран материал, достаточный для «десяти лет без права переписки». Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он на свободе, не подозревая, как близко к краю пропасти подошёл. Это станет кризисом.
Его творчество переместилось в прозу и в область перевода. Он переводит с английского Шекспира, с немецкого Гёте, с венгерского Петефи, с польского Словацкого, с грузинского Бараташвили.
Накануне войны, в начале 1941, поэт преодолел творческий кризис и вступил в полосу подъема: написал цикл стихов «Переделкино». (Слайд №14)
3.15. Выход сборника «На ранних поездах», 1941 год.
В начале 40-х стиль Пастернака изменился до неузнаваемости. Изменилось мировоззрение, ощущение жизни. Во многом этому способствовала атмосфера Переделкина, подмосковного дачного поселка, где жил в то время Б. Пастернак.
Пастернак породнился с Переделкином, можно сказать избрал его финалом своей судьбы или же Переделкино избрало поэта. «Здесь будет всё пережитое», - сказал Пастернак о сборнике 1941-го года «На ранних поездах». Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву. Он разглядел в этой подмосковной обыденности красоту дорожной толпы. На этой грани между городом и посадом, в вагоне пригородного поезда в самый канун войны поэт видит лицо народа и лицо России.
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
(Слайд №15)
3.16. Поездка на фронт.
В 1943-м совершил поездку на фронт, результатом чего явились очерк «В армии», а стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна» вошли в книгу «На ранних поездах» (как и цикл «Переделкино»), 1943-м. (Слайд №16)
3.17. Роман «Доктор Живаго».
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Росла потребность высказаться о себе и об эпохе, но предвестия свободы оказались ложными. Когда не оправдались надежды на обновление жизни, Пастернак приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие.
В течение 10-ти лет писался роман, наступил 1956 год, роман закончен, разослан в списках друзьям. Отдал в редакцию журнала «Новый мир». Редакции молчат, как затишье перед бурей. Анна Ахматова вспоминает: «Борис был счастлив, мы – ждали взрыва».
И вдруг, как гром среди ясного неба. 15 ноября 1957 года выходит на итальянском языке его роман «Доктор Живаго». А через 2 года он был переведен на 24 языка. (Слайд №17)
Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго. Фамилия Живаго этимологически связана со словом «живой». Живаго – форма винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем «Христа, сына Бога живаго». Роман «Доктор Живаго» - это роман о преодолении смерти. Одно из ранних названий первых глав романа «Смерти не будет». Стихи Юрия Живаго – залог его бессмертия, и не случайно Пастернак помещает их в финал романа. Первый поэтический опыт Юрия – «Зимняя ночь» - задает образно-философскую тему всему художественному пространству романа.
3.18. Знакомство со стихотворением «Зимняя ночь», 1946 год.
Зимняя ночь... Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель з...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.14 | Просмотров: 3259

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340