Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по литературе на тему: Иван Грозный и опричник Кирибеевич в поэме М.Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. 7-й класс - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока по литературе на тему: Иван Грозный и опричник Кирибеевич в поэме М.Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. 7-й класс


Автор(ы): Гречкуновская Алла Григорьевна, Учитель русского языка и летературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям.
Задачи:
  • Обучающая: формирование умений характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала, а также дополнительных источников;
  • Развивающая: привитие навыков передачи личностного восприятия; развитие умения выделять главное; формирование умения выразительного и осмысленного чтения;
  • Воспитывающая: воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда.
Эпиграф к уроку: При Иване Грозном Русь стала великой державой, но заплатила за это непомерную цену.

Содержание урока

I. Организационный момент
II. Вступительное слово

Ребята, мы продолжаем работу над поэмой М.Ю.Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Тема нашего урока: “Иван Грозный и опричник Кирибеевич”.
В ходе нашей беседы мы должны ответить на следующие вопросы:
1. Можно ли назвать Грозного мудрым и справедливым царем?
2. Иван Грозный. Каков он в изображении М.Ю.Лермонтова?
3. Как относится М.Ю.Лермонтов к Киребеевичу, “верному слуге царя”?
III. Беседа об Иване IV
1.
События, отраженные в “Песне…” относятся к царствованию Ивана IV. Мы сейчас обратимся к истории, чтобы вспомнить, когда взошел на трон Иван IV, каким он был как историческая личность; небольшое сообщение об опричнине и опричниках.
Сообщения учащихся: “Эпоха Ивана Грозного”; “Опричнина, опричники”.
2. Основа лермонтовского произведения — историческая, но сама история, изображенная в “Песне…”, вымышленная. К историческому жанру обращались не только писатели и поэты. Яркими примерами этому служат картина В.Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный” и скульптура М. Антокольского “Иван Грозный”.
Сообщения учащихся: “О скульптуре”; “О картине”.
3. Ребята, мы узнали, каким был Иван Грозный как историческая личность, каким его увидели художник и скульптор, а теперь поговорим о том, каков Иван Грозный в изображении Лермонтова.
В “Песне…” Лермонтов собрал и поэтически переработал народные песни, былины, сказки о грозном царе Иване. От фольклора идет не только форма “Песни…”, но и образ царя: он блюститель установленных и освещенных веками законов жизни, характер его сложен и противоречив.
А теперь давайте обратимся к тексту.
Найдите описание внешности царя. Какие детали его портрета наиболее выразительны?
А какие художественные средства использует автор в описании царя?
Теперь поговорим об отношении Ивана IV к людям: Иван Грозный — Кирибеевич; Иван Грозный — Калашников.
Какие черты характера раскрываются в Иване IV?
Обобщение: он жесток и подозрителен, несправедлив и мстителен. Но в то же время он может быть и щедрым в отношении людей, которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие. Гнев у него быстро сменяется милостью, а суровость — веселым расположением духа.
А теперь, на основе услышанного, давайте ответим на наши проблемные вопросы, касающиеся Ивана Грозного.
Можно ли назвать Грозного мудрым и справедливым царем?
При Иване Грозном Русь стала великой державой, но заплатила за это непомерную цену.
Вывод: В основе своей — это глубокий и могучий характер, но искаженный безграничностью власти, сосредоточенной в руках царя.
Иван Грозный. Каков он в изображении М.Ю. Лермонтова? Ставил ли автор перед собой задачу создать реальный, исторический образ Ивана IV?
Вывод: Жестокая эпоха его царствования предстала в поэме в картинах быта, в характерных чертах семейного уклада, в развлечениях, а не в его государственной политике. Лермонтов увидел Грозного таким, каким он был запечатлен в народных исторических песнях.
IV. А теперь разговор у нас пойдет о Кирибеевиче, “ве...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.15 | Просмотров: 3557

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340