Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Изучение темы Давление твердых тел в 7-м классе с использованием дискретного подхода получения знаний: выделение доминирующих элементов знания
Автор(ы): Черникова Татьяна Николаевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок 1 – урок изучения нового материала. Цели урока: Ввести понятие новой физической величины – давления, познакомиться с единицами давления. Выяснить зависимость давления от силы давления и площади опоры и, как следствие, способов увеличения и уменьшения давления. Ход урока 1 этап – постановка задачи урока 2 этап – изучение нового материала: самостоятельная работа учащихся с учебником (п. 33, 34) по выделению доминирующих (новых) элементов знаний (ДЭЗ) Учащиеся составляют вопросы по ДЭЗ. 3 этап - проверка усвоения нового материала: коллективное обсуждение вопросов ДЭЗ и ответов к ним. Вопросы учащиеся записывают в тетради. Ответы проговариваем устно, чтобы дома записать их в тетрадь. При этом демонстрируется опыт, описанный в учебнике (дощечка с гвоздями и гирей). 4 этап - подведение итогов урока. Запись домашнего задания. Домашнее задание: ответить на поставленные вопросы в тетради. Изученный материал по выделению ДЭЗ по данной теме может быть представлен учащимся в следующем виде Задание или вопрос | Страница | Ответ | 1. Примеры, подтверждающие, что действие силы зависит от площади поверхности на которую действуют силы | 77 | Человек на лыжах и без них, острая и тупая кнопки | 2. От чего зависит результат действия силы на опору? | 77 | Результат действия силы на опору зависит не только от модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует. | 3. Как должны быть направлены силы, действующие на поверхность? | 78 | Силы, действующие на поверхность, должны быть направлены перпендикулярно поверхности. | 4. Что такое “давление”? | 78 | Давление – это величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. | 5. Что надо знать, чтобы определить давление? | 78 | Надо знать силу и площадь | 6. Как определить давление? | 78 | Давление = сила/ площадь | 7. Как обозначается давление? | 78 | Р | 8. Формула для вычисления давления | 79 | Р= F/S | 9.Физический смысл давления | 78 | Давление численно равно силе, действующей на единицу площади. | 10. Что принимается за единицу давления? | 79 | За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площади в 1 м2 , перпендикулярно этой поверхности. | 11. Единица давления в СИ | 79 | [P] = 1 H/м2 | 12. Наименование единицы давления в СИ | 79 | [ Р ] = 1 Па | 13. Какие еще единицы давления используются и связь их с основной единицей. | 79 | 1кПа = 1000 Па1 г Па = 100 Па 1 Па = 0,001 кПа 1 Па = 0,01 гПа | 14. Формулы для вычисления силы давления и площади опоры | | F = p*S S= F/P | 15. Способы увеличения и уменьшения давления | 8081 | P увеличивается при увеличении F или уменьшения S P уменьшается при уменьшении F или увеличении S | Урок 2. Решение задач по теме “Давление” Цель урока: Проверить усвоение материала. Выработка умений и навыков решения задач. 1 этап - Постановка задач урока. 2 этап – работа с вопросами ДЭЗ. Это может быть работа учащихся в группах или фронтальный опрос. 3 этап – решение задач. 4 этап - подведение итогов урока. Анализ и оценка успешности достижения цели, перспективы последующей работы. Примеры задач для закрепления. Качественные задачи. №1. Дано 2 кирпича. Как следует их расположить, чтобы давление, оказываемое ими на пол, было максимальным? минимальным? №2. Можно ли по следу на контрольной пограничной полосе определить, прошел ли человек без груза или он нес какой-то тяжелый груз? №3. Сумки, предназначенные для переноски значительных тяжестей, снабжают широким ремнем и даже широкой прокладкой на плечо. Для чего это делают? №4. Почему трудно или даже невозможно идти в обуви, если в нее попал небольшой камешек? №5. Для чего животным нужны когти, зубы, бивни, рога? Почему они имеют острые концы? №6. Какой физический смысл заложен в русской пословице “шила в мешке не утаишь”? №7. Что означает высказывание “Давление на стол равно 25 Па”? Означает ли это, что в каждой точке стола давление 25 Па? №8. На столе лежит тело, оказывающее на стол давление 200 Па. Площадь поверхности стола 1м2, а площадь опоры тела 10 см2. Во всех ли точках стола давление равно 200 Па? №9. Сила давления, которую оказывает мальчик на пол, равна 500 Н. Какую массу он имеет? №10. Мальчик имеет массу 40 кг. Чему равна сила давления, которую он оказывает на пол? №11. Каким образом человек, стоящий на полу, может быстро удвоить свое давление на пол? №12. Два тела имеют одинаковую массу. Площадь опоры одного из них в 3 раза больше, чем у другого. Как отличаются величины давлений этих тел на стол? №13. Два тела имеют массы, отличающиеся друг от друга в 5 раз. Могут ли эти тела оказывать одинаковые давления на стол? В каком случае? №14. Масса одного тела в 5 раз больше, чем масса другого. Площадь опоры этого тела в 2 раза меньше. Какое тело оказывает большее давление и во сколько раз? Далее учащимся предлагаются разноуровневые письменные задания. Учащиеся самостоятельно выбирают группу заданий в зависимости от собственной подготовки и способностей. Работа с этими заданиями продолжается и дома. Задания уровня “А” А.1. Рассчитайте давление, которое производит вагон весом 200 кН на рельсы, если площадь соприкосновения всех колес вагона с рельсами равна 0,002 м2. Ответ: 100 МПа. А.2. Лыжник оказывает на снег давление равное 1875 Па. Определите силу давления лыжника на снег, если длина каждой лыжи 2 м, а ширина 12 см. Ответ: 900 Н. А.3. Определите давление, оказываемое на почву катком весом 45 кН, если его площадь опоры равна 1500 кПа. Ответ: 300 кПа. А.4. Автомобиль, имея площадь соприкосновения каждой шины с дорогой 116 см2, оказывает давление на дорогу 500 кПа. Определите силу давления автомобиля на дорогу. Ответ: 23,2 кН. А.5. Какое давление производит на пол мальчик массой 35 кг, если общая площадь подошв его ботинок, соприкасающихся с полом, равна 200 см2? Ответ: 17,15 кПа. Задания уровня “В” В.1. Александровская колонна в Петербурге имеет массу 600 т и площа...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2507
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|