Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока по повести Л.Андреева Иуда Искариот
Автор(ы): Голубева Алла Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
104673 Голубева А Цели: обучающая: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков филологического анализа текста; развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся к самообучению (групповые задания творческого характера); воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу в работе над текстом; эстетическое восприятие урока (оформление доски). Оборудование: портрет Л. Андреева, письменные работы учащихся, иллюстрации к тексту произведения. Эпиграф урока: Иди один и исцеляй слепых, Чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумление И равнодушие толпы. А. Ахматова. 1915 г. Ход урока. I. Объявление темы урока. Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу сравнения евангельского текста с повестью Л. Андреева. Ученики отмечают отличия в содержании: Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии, само же произведение потрясает и возмущает; у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”; в Библии ученики заступаются за Христа: “ Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У Андреева же ученики – предатели; и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но “он не столько заботился о нищих, но … был вор”; у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда; общее в языке произведений: притчи, христианские наставления; цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя господне” (6 гл.); часто предложения и в Библии , и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”; в Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: “разостлали на земле плащи свои”, “приветствовал его народ”. Но в отличие от Библии, у Андреева много необычных образных сравнений; Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова: “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью…” Вывод: автор максимально сближает язык произведения с библейским, чтоб расположить к себе читателя, но нарушает сюжет: ученики Христа – трусы, предатели, а Иуда двуличный, непонятный, но умный. Постановка учебной задачи: Зачем писатель это делает? Какую мысль до нас хочет донести? На эти вопрсы мы и постараемся ответить на нашем уроке. II. Анализ повести “Иуда Искариот”. Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина, а в “биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести. Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения. - Каким образом и что мы узнаем о нем?
Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”. То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги. - Как реагирует природа на появление Иуды? Зачитать.
- Какие чувства вызывает описание природы?
(Опять тревогу.) Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]). В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя. - Как же выглядит Иуда? Зачитать.
- Что можно сказать о герое по его описанию внешности?
Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу. - Какое чувство вызывает описание внешности?
Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды. - Как называется этот художественный прием у Л. Андреева?
(Экспрессивная образность.) Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется. - А как называют героя в произведении? Кто?
Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение. Скажите, почему? ( В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства. Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.) Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться в библейских понятиях нам поможет говорящий библейский справочник: Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени. - Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?
“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица). А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.) Почему же меняется отношение Иисуса к нему? Зачитать. Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.) - Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? Зачитать.
Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – источник зла. - Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?
Спасает жизнь Иисусу. - Чего ожидает Иуда за свой поступок?
Похвалы, благодарности. Еще больший гнев Иисуса. Лгал. Говорить правду. (Заполняем таблицу дальше и делаем вывод: сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.) Рис. 1 Вывод: автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают. - Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?
Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”. - Но считает ли Иуда себя грешником?
Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”. Предательство. - Как он себя ведет, посетив Анну?
Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает. <...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.16 | Просмотров: 2955
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|