Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями


Автор(ы): Казакова Людмила Ивановна, учитель-дефектолог; Никифорова Светлана Юрьевна, учитель-дефектолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается.
Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта разной степени выраженности. Нарушения проявляются в виде различных двигательных, познавательных, речевых отклонений, расстройствах эмоционально-волевой сферы, поведения и личности в целом, а так же могут сочетаться с нарушением функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.
Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно-развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации нарушенных функций.
Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей. Создание благоприятных условий будет способствовать включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволит привлечь и удержать его внимание, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему.
В коррекционную работу с детьми, имеющими сложную структуру дефекта (ДЦП в сочетании с умственной отсталостью, нарушением эмоционально-волевой сферы), мы включаем элементы куклотерапии, так как успешность познавательного развития зависит от эмоционального благополучия ребенка в процессе обучения. Куклотерапия предполагает комплексное воздействие на детей с помощью кукол, театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Выбор куклы и действия с ней, зависят от эмоционального состояния, возможностей детей, темы, коррекционной направленности. Она помогает объединить две центральные линии психического развития детей: познавательного и эмоционального. Мы используем разные виды кукол. Это куклы из реальной жизни (кукольное семейство), животные, театральные куклы, сенсорные куклы.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для детей с ограниченными возможностями необходимо стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Поэтому вместе с элементами куклотерапии в коррекционную работу мы включаем методику М. Монтессори, сенсорные игры Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгиной, дидактические игры А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой.
Для реализации данной работы в группе создана предметно- развивающая среда. Она организована таким образом, чтобы обеспечивать разнообразные виды детской деятельности и способствовать включению детей в процесс активного познания мира.
Один раз в неделю мы “отправляемся” с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных игр (песочная терапия). Регулярно проводим игры с водой, с сухим бассейном. Для сухого бассейна можно использовать любой вид крупы, пуговицы, бумагу, цветные шарики и т.д. Данная серия игр направлена на творческое самовыражение ребенка и на ослабление негативных эмоций, а также способствует развитию кинестетических ощущений, мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта.
В коррекционную работу с детьми, имеющими менее выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата и интеллекта, мы включаем элементы кинезитерапии. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное, левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Межполушарное взаимодействие развивается при помощи комплекса специальных упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Учеными доказано влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, а также на развитие речевой деятельности. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Занятия гармонизируют работу головного мозга, расширяют границы его возможностей. Эти упражнения можно выполнять на различных этапах занятия.
Особо хочется остановиться на музыкальном оформлении занятий. Музыка способствует развитию и обогащению слухового восприятия, активизации зрительных образов, нормализации физического и психического состояния ребенка (“Звуки леса”, “Морской прибой”; классические музыкальные произведения). Подбор музыкальных произведений осуществляется совместно с музыкальным руководителем.
В свою работу, под руководством медиков, мы включаем ароматерапию. Это наука о применении натуральных эфирных масел. Аромат позволяет использовать возможности природы, обогатить чувственный опыт, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой. Запахи способны управлять настроением и работоспособностью.
Результаты диагностики, проводимые в течение года, в каждой возрастной группе доказали эффективность использования данных технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
Конспект занятия в специальной группе (2 этап обучения).
(Дети с ДЦП в сочетании с умственной отсталостью)
Учитель-дефектолог: Никифорова С.Ю.
Тема: “Путешествие колобка”.
Цели:
  • развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;
  • активизировать и обогащать словарный запас; закреплять навыки общения;
  • развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие;
  • развивать внимание, память, мышление, речь; развивать общую и мелкую моторику, мимику лица, силу воздушной струи;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование:
  • Дорога (разной поверхности), домик из гимнастических модулей.
  • Кукольный театр (бабка, дед), 2 колобка (большой и маленький мяч). “Музыка ветра”, елки, солнышко, прищепки, музыкальная кассета со звуками природы.
  • Цветы, жук, песок, зайчик, стол, хвойное масло.
Ход занятия
- Сегодня мы отправимся в путешествие со сказочным героем. Пойдем по необычной дорожке. Идти нужно медленно, чтобы почувствовать поверхность дороги (дорога состоит из разноцветных камней, меха).
- Опишите, что вы чувствуете, когда стоите на камнях, на меховой дорожке. Перед нами домик. Расскажите, какого он цвета, из каких геометрических фигур состоит. Проходите в домик. Здесь живет наш сказочный герой.
Появляется дед и бабка (кукольный театр). Здороваются с детьми. Спрашивают, узнали ли их дети. Предлагают послушать сказку: “Жили – были дед и баба. Говорит дед:
- Испеки колобок… (По тексту сказки). Испекла колобок, положила на окно”.
- Какой получился у бабки колобок? Подержите его. Как у бабки получился круглый колобок (катающие движения руками).
- Лежал колобок и думал, как хорошо бы стать большим и сильным.
В это время мимо пролетал волшебный ветерок. Звучит “музыка ветра”. Он услышал, о чем мечтал колобок и решил помочь ему. Но сил волшебных у него мало. Дети предлагают свою помощь. Дуют на ветерок. Слушаем, как воет ветер? Чувствуем, как он дует? Становится все громче и сильнее. (Работает вентилятор).
- Смотрите, что случилось с колобком? (Незаметно меняем колобки). Он стал большим и сильным. Покажите, маленький колобок, большой колобок (движение). - Обрадовался колобок, спрыгнул и покатился. Посмотрим, куда покатился колобок. Почему думаете, что в лес? Ароматерапия. В лесу очень хорошо. Подышим чистым, лесным воздухом (вдох и выдох носом). Почему в лесу воздух чистый? Как называются деревья? Елки. Потрогайте их. Елки, какие? Покажите высокие – низкие елки.
- Колобок посмотрел наверх и что-то увидел. Что увидел колобок? Грустное солнышко. Изобразите грусть на лице (мимика). Спросите, почему солнышко грустное? Оно утром потеряло свои лучики. Поможем найти лучи. Выбрать только желтые прищепки. Солнышко обрадовалось. Как изобразить радость? Улыбнитесь солнышку.
Стихотворение А. Барто “Солнышко” с движением.
Смотрит солнышко в окошко.
Светит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук.Хлопать в ладоши.
- Солнышко светит ярко. Колобок зажмурил глаза. Как он зажмурил глаза (2-3 раза)?
Тут колобок почувствовал, что он устал. Решил отдохнуть на полянке. Мы тоже отдохнем.
Закрыл глаза и слушал пение птиц (музыкальная запись). Но вдруг он услышал, кто-то громко жужжит около него. Колобок открыл глаза и увидел… Кого увидел колобок? Большого черного жука. Почему так грустно жужжишь? - спросил колобок. Жук ответил, что утром налетел ветерок и собрал все серединки у цветов и засыпал их песком. Колобок и дети предлагают свою помощь.
Дети подходят к песку, кладут руки на него. Рассказывают о том, что они чувствуют. Раскапывают и находят серединки цветов. Соотносят цвет цветка и серединки. Закручивают пробки. Жук благодарит всех и улетает. Дети изображают летающего жука.
Колобок покатился дальше. Навстречу ему зайчик, он говорит, что съест колобка. Колобок просит: “Не ешь...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.19 | Просмотров: 1688

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340