Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока по теме Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова
Автор(ы): Грошева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова “Медной горы Хозяйка” и условий для усвоения понятия “сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств. Задачи: Обучающая Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой; Развивающая Развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат; Воспитательная Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное. Оборудование: - текст сказа П.П.Бажова “Медной горы Хозяйка”;
- портрет и фотографии П.Бажова;
- художественный фильм “Каменный цветок”;
- иллюстрации к произведению;
- электронная презентация.
На доске: выставка рисунков по мотивам сказов П.П.Бажова. Эпиграф Он в светлой памяти народа Останется всегда живой. И будут жить веками были В чудесном малахите строк, И не завянет на могиле Чудесный каменный цветок (Е.Хоринская) Начало урока – дается фрагмент из художественного фильма “Каменный цветок” Беседа по вопросам: - Ребята, вы смотрели этот кинофильм?
- Как он называется?
- По мотивам какого произведения он поставлен?
- Кто является автором сказа “Каменный цветок”?
На экране появляются портрет и фотографии П.Бажова (комментарий учителя): насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. (Идет панорама уральских гор) Уральские горы По каменным плитам Ведут за собой нас В страну малахита. В страну, где не счесть Драгоценных камней, В страну работящих И добрых людей. В.Степанов Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижниками Петра I Акинфием и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавильных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: “Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом” или “уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая…взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье”; пересекаешь “ изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл”, или огибаешь “золотисто-зеленые заросли” у синего озера. “Лежит озеро в полном одиночестве…ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…” Тишина сказочная, таинственная. На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле. Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова: Найдут чему здесь поучиться Любого дела мастера (Д.Бедный) П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех. Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-“рукодельню”, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером. Семья была дружная и трудовая. “Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, - но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве”, - вспоминает его дочь Ариадна. Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е.Клюква И.П.Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах”, - писал Бажов. В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко. Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: “Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви. После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня - и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюш...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.19 | Просмотров: 2290
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|