Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Современные подходы к организации занятий по логоритмике
Автор(ы): Якжина Евгения Дмитриевна, музыкальный руководитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
По мере возрастания физиологических и психических возможностей развивается речь детей. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп. Но при этом он неплохо перенимает интонацию и правильно передает ее, подражая взрослым. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша - каша, Миша - Гриша. Такое стремление закономерно, оно развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых. Достаточно развитый слух ребенка дает ему возможность различать повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности. Начинать работу по формированию речи детей необходимо с раннего возраста. А поскольку логоритмические занятия способствуют развитию речи детей, целесообразно начать проводить эти занятия с младшего дошкольного возраста. Эффективность этих занятий показывает распространение передового опыта музыкальных руководителей и логопедов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга (Н.В. Нищева, А.И. Буренина, Г.Ф. Шашкина, Т.И. Суворова). В младшем дошкольном возрасте речь детей ограничена. На логоритмических занятиях в начальном периоде я ввожу все неречевые средства, такие как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, упражнения для развития мышечного тонуса, упражнения для развития произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики. Выполнение упражнений чередую слушанием музыки. Затем постепенно на занятиях ввожу и речевые средства с малой нагрузкой, такие как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением. По мере развития речи детей начинаю вводить упражнения для развития голоса, пение, небольшие инсценировки, музыкально-двигательные игры, танцы и игру на детских музыкальных инструментах. Для себя я определила следующие задачи: - Использовать на музыкальных занятиях средства логоритмики (пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах);
- Систематизировать работу по использованию средств логоритмики на музыкальных занятиях поэтапно и дифференцированно;
- Вводить упражнения на развитие мимики и мелкой моторики;
- Включать в занятия игры с именами, голосовые и координационно-речевые игры.
Исходя из рекомендаций логопеда, Программы М.А. Васильевой, Логоритмики Г.А. Волковой, я условно разделила свою работу на несколько разделов . На начальном этапе больше внимания уделяю упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, ориентироваться в пространстве. Пример: игра Найди себе пару. О взаимосвязи эмоционального состояния и мышечного тонуса указывал И.М. Сеченов. В связи с этим использование логопедической ритмики в работе с детьми обеспечивает снятие эмоциональных зажимов. С самого начала занятий упражнения без пения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому направляю внимание детей на руководящую роль музыки. Ходьбу включаю в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей в младшем дошкольном возрасте отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Для того, чтобы устранить эти недостатки использую упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат, кубик и т.д. Пример 1: пять или шесть кубиков кладу на расстоянии 35 - 40 см один от другого. Дети перешагивают по очереди. Пример 2: в середине зала ставлю 5 или 6 стульев по кругу на расстоянии 1 метра один от другого. Дети идут за воспитателем по кругу, огибая эти стулья. Проходя таким образом 2 - 3 раза. Различные виды ходьбы (на носочках, на пятках, на внутренней, внешней сторонах ступни, с предметами) сочетаю не только с музыкой, но и со словом. Пример: Дети идут на пятках под музыку и вместе говорят: Тук, тук, тук, тук, Мои пяточка идут, Тук, тук, тук, тук, Меня к мамочке ведут, Моих пяток слышен стук. На логоритмических занятиях активно использую упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха. Работу над голосом начинаю с пропевания гласных звуков, а затем слогов. Пример: колокольчики звенят: динь-дан-дон В распевания включаю потешки, пословицы, загадки. Мы их произносим громко, тихо, высоко, низко, в разном темпе, пропевая их, импровизируем. Пропеваем знакомые небольшие стихотворения. Мелодекламация полезна для воспитания выразительности голоса, поэтому пропеваем вопросы сказочных героев с вопросительной, восклицательной интонацией. Пример: Кто, кто в теремочке живет? Пропеваем то высоко, как мышка, то низко, как медведь. Дети младшего дошкольного возраста очень любят голосовые игры. Пример: Самолет, Пони, Поезд. Большое внимание на логоритмических занятиях отвожу разделу пения. Именно пение является стимулятором развития плавной и выразительной речи детей. Если на начальном этапе разучивание песни происходит на 6 - 8 занятиях, то позднее дети лучше запоминают слова, их дикция становится более четкой, дети учатся удерживать дыхание. Затем вокально-хоровые навыки становятся более качественны, а пение выразительным. Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, которые я провожу в начале занятия. Пример: Музыкальный руководитель стоит в центре круга и поет: Здравствуйте, дети! Дети: Здрав-ствуй-те! Музыкальный руководитель: Здравствуй, Танюша! Таня: Здрав-ствуй-те!. В занятие по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включаю пение междометий, которые выражают эмоции - радость, боль, гнев, страх. Пример: А! О! Ах! Ох! Ух! Ой! Ай-ай-ай! и т.д. Затем междометия включаю в стихи, которые подбираю таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, и соответствующей музыкой. Полезны распевания на материале артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики. Пример: Похлопаем в ладошки | поют, | Похлопаем немножко | хлопая | Похлопаем в ладошки | в ладоши | Очень хорошо. | | И пальчики попляшут И пальчики попляшут И пальчики попляшут У маленьких ребят Бум-бум, тара-рам, | играют на | Что за шум, что за гам? | барабане | Бом-бом, молотком | стучат | Мы построим птичкам дом. | молотком | Ду-ду-ду, ду-ду-ду | играют на | Вот как дудочка дудит | дудочке | Развитию речи детей способствуют упражнения, формирующие чувство ритма и музыкального темпа. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, ударах в бубен, взмахах руками и т.д. Затем включаю движения ногами на месте в ходьбе и беге. Вначале беру две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Далее перехожу к постепенному ускорению и замедлению темпа. Усвоив понятия скоро и медленно в движении, дети начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующимися терминами. С детьми младшего дошкольного возраста темп движений отрабатываю во время шага и бега, при перестроениях, в упражнениях с предметами. Приме...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.20 | Просмотров: 1689
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|