Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сочинение сказок девочками и мальчиками старшего дошкольного возраста, как средство развития их творческих способностей - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Сочинение сказок девочками и мальчиками старшего дошкольного возраста, как средство развития их творческих способностей


Автор(ы): Бабнева Валентина Михайловна, Воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Раннее выявление и эффективное развитие творческих способностей является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики. Чем раньше ребенок научится нестандартно мыслить, оригинально выражать собственные идеи, будет способен видеть необычное в самых обыкновенных предметах и явлениях, тем успешнее станет любая его деятельность, благоприятным его психологическое развитие. Актуальность данной проблемы определяется также уникальными возможностями дошкольников в речевом творчестве: слова и предложения не являются для них, по меткому выражению К.И. Чуковского «скроенными и сшитыми», дети «создают» родной язык, проявляя при этом много творчества. Но, как известно, примерно к шести годам ребенок усваивает большинство языковых правил и неминуемо утрачивает «врожденные» способности к словесному творчеству. Приходит время творчества не столько словесного, сколько смыслового: дети придумывают не слова или выражения, а рассказы, истории и сказки. Использование склонности старших дошкольников к придумыванию различных сказок и историй составляет ресурс не только для развития речевой деятельности детей, но и имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка.
Наряду с возрастными и индивидуальными особенностями, в развитии детей важное место занимают и гендерные различия (характеристики, связанные с социальными нормами поведения лиц разного пола). Именно они часто определяют своеобразие речи девочек и мальчиков в дошкольном возрасте. Учет гендерных особенностей позволяет существенно повысить эффективность развития творческих способностей в речевой деятельности детей старших дошкольников.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык. Именно русский язык позволяет максимально проявлять творчество в построении высказываний, употреблении метафор, использовании необычных образов в речи. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни с чем не проявляла себя с такой яркостью, как в народных сказках. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста говорится в трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского и др. Необычайная красота, яркость, образность, индивидуальная окрашенность повторного воспроизведения позволяют определять сказки в качестве одного из наиболее важных факторов развития речи детей.
Важным моментом в развитии детей дошкольного возраста является умение самостоятельно придумывать сказки. Как показала практика, девочки и мальчики придумывают сказки по-разному, а, соответственно и методическая работа по развитию речевого творчества посредством составления сказок также должна строится с учетом определенных особенностей. В течение восьми лет соответствующая работа проводится в МОУ «Гимназия №8» г. Ангарска. Собранный языковой материал, наработанные методические приемы позволили обобщить данный опыт.
Работа по развитию творческих способностей мальчиков и девочек к придумыванию сказок строится поэтапно. При этом важным является систематичность, последовательность и целенаправленность всех форм, приемов и методов развития речевого творчества детей.
I этап работы – анализ языка русских сказок
Первый, особо значимый момент в развитии творческих способностей в речевой деятельности – это активизация языкового чутья, т.е. умение отличать сказку от других жанров, чувствовать ее стилистические особенности. Рассказывая детям русские народные сказки: «Теремок», «Колобок» и др., мы проводим подробный анализ, обращая внимание:
  1. на уместность встречающихся повторов;
  2. своеобразие сказочных выражений: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «и я там был, мед, пиво пил…», «свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком…» и др.;
  3. с каких слов начинаются сказки: «однажды…», «в некотором царстве, в некотором государстве…», «жили-были…» и др.;
  4. какими словами обычно заканчиваются сказки: «жили они долго и счастливо…», «вот и сказке конец, а кто слушал молодец» и др.
На данном этапе работы особое внимание необходимо уделить развитию языкового чутья мальчиков, поскольку оно у них формируется несколько позже, в сравнении со сверстницами. В речи мальчиков значительно реже встречаются образные выражения, сравнения, развернутые высказывания.
Работая по данному направлению, мы составили игровой комплекс по развитию речи для девочек и мальчиков. Различные игры и упражнения направлены на развитие разных сторон речи, могут использоваться как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности. Данная работа осуществлялась с учетом различий в возможностях, интересах и склонностях детей разного пола, способствовала развитию у детей активного словаря, грамматических операций, связной речи, а также психических процессов. Нами учитывались индивидуальные особенности мальчиков и девочек как при подборе при подборе игр и упражнений, так и при оценке полученного результата.
II этап –анализ логической структуры сказочного повествования
Детям предоставляется возможность самостоятельно (или с помощью воспитателя) определить компоненты логической структуры сказок, определить общую схему сказки:
  1. Все начинается с дороги – завязка сюжета (царь отправляется на войну, родители уезжают в город и др.)
  2. Запрет для героев сказки: на действия (нельзя выходить из дома, заходить в какое-либо помещение, не трогать, не пить, не разговаривать, не произносить свое имя, не открывать дверь), на свободу действий, до исполнения чего-либо: (сносить железные башмаки, сплести рубашку из крапивы).
  3. Нарушение запрета – ведет за собой беду для героя, ему приходят на выручку другие персонажи.
  4. Получение волшебного средства (если волшебная сказка): транспортное средство, кольцо, дудочка, люди, животные.
  5. Проявление могущества волшебным средством (гребешок превращается в лес, тыква в карету).
  6. Одержание победы, не только при помощи силы, но и при помощи смекалки, милосердия и др.
  7. Счастливый конец.
На данном этапе работы эффективным является коллективное составление сказок или пересказ в однополых подгруппах (раздельно девочки и мальчики). Такой подход дает возможность учитывать не т...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.21 | Просмотров: 2088

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340