Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока русской литературы в 11-м классе Нам бы про душу не забыть... (по рассказу В.М. Шукшина Чудик)
Автор(ы): Панкова Елена Юрьевна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - приобщение учащихся к творчеству В. М. Шукшина;
- формирование представления об особенностях героев Шукшина;
- формирование навыков анализа художественного текста;
- воспитание гуманного отношения к людям;
- развитие умения аргументировать собственную точку зрения.
Оборудование: портрет В. М. Шукшина, фотоколлаж о деревенской жизни, произведения Шукшина, иллюстрации и видеофильм учащихся, аудиозаписи. Эпиграфы к уроку: Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее… В.М. Шукшин. Мне больно, ведь душа проходит, Как молодость и как любовь… С. Есенин. Ход урока. 1. Слово учителя. (Звучит мотив песни “Калина красная”) В искусстве уютно быть свободною булкой французской, Но так не накормишьни вдов, ни калек, ни сирот. Шукшин был горбушкой С калиною красной вприкуску, черняшкою той,без которой немыслим народ. Е. Евтушенко. Вновь у нас на уроке Василий Макарович Шукшин. Удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек - актер, прозаик, киносценарист, режиссер. На прошлом уроке состоялась наша первая встреча с этим замечательным человеком. Я думаю, что сегодня он станет вам еще ближе, надеюсь, что каждый унесет с урока частичку его души и не растеряет ее, а приумножит на своем жизненном пути. Дома вы прочитали статью, посвященную творчеству Шукшина, и я хотела бы услышать от вас, что нового вы открыли для себя. В чем же для вас заключается уникальность творческой личности Шукшина? (ответы учащихся) … Деревня.…С ней связан был Василий Макарович кровными узами, за нее болел душой. Вслушайтесь в эти звуки, всмотритесь в эти картины ( просмотр видеофильма о деревне, снятого учащимися). Порой они бередят душу и городского жителя. Помните, один из героев Шукшина говорил: “… Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Надо газеты читать! Што ни фигура, понимаешь, так – выходец, рано пошел работать”. “Деревня, видите ли! Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь – как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными...” А что такое деревня для вас? (ответы учащихся) Шукшин принес в литературу нового героя - сельского мужика. Сегодня мы поговорим об одном из них – Чудике. К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ, поразмышляли над ним. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими мыслями друг с другом и со мной. 2. Беседа по вопросам. - Рассказ назван “Чудик” по прозвищу главного героя. Почему “чудик”, а не “чудак”? Если мы обратимся к толковому словарю, то разницы особой и не видно. (обратимся к записи на доске) Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих. Чудик – (прост) – то же, что и чудак. (по словарю С. И. Ожегова) Почему же из этих двух слов Шукшин выбрал второе? - Какое первое впечатление производит Чудик? - Да, действительно, и смешно, и жалко. Ведь это вроде бы не человек, а сплошное недоразумение, “22 несчастья”. Чудик постоянно попадает в нелепые ситуации. Давайте вспомним, в какие именно? (сцена в магазине, в самолете, в поезде, эпизод с телеграммой, случай с невесткой) - Как реагируют на эти выходки окружающие? Приведите примеры из текста. Чтение по ролям сцены “Чудик в аэропорту” (группа подготовленных учащихся) - Почему Софья Ивановна невзлюбила своего деверя? ( Словарная работа: Деверь – брат мужа.) Мне бы хотелось адресовать этот вопрос девушкам. Встаньте на место этой женщины, взгляните на это чудо-коляску (обращаемся к одной из иллюстраций) и поделитесь своими мыслями. Какой была бы ваша реакция, смогли бы вы понять подобное “народное творчество”? - А может быть, другая женщина – жена – понимает его? - “Да почему же я такой есть – то?” - рассуждал Чудик. Какой? - Шукшин сообщает читателю, что Чудик больше всего боялся хулиганов и продавцов. Как вы думаете, почему? Чего же все-таки опасался Чудик? - Как вы думаете, изменится ли когда-нибудь Чудик? Почему вы так решили? - А почему его - такого честного, мечтательного, доброго – не понимают люди? Обратите внимание на слова С. Есенина (эпиграф). Как вы понимаете слова: “душа проходит”? Чем опасно это явление? - Парадокс: человек стремится помочь другому, порадовать его, и натыкается на непонимание, на грубость. Не случалось ли вам бывать в такой ситуации? - Герой рассказа зовется Чудиком. И только в конце мы узнаем его полное имя, отчество, фамилию, место работы, интересы. Что дают для понимания смысла произведения и характера героя избранные автором композиционные особенности? - Василий Князев – один...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.22 | Просмотров: 2921
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|