Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русской литературы в 11-м классе Нам бы про душу не забыть... (по рассказу В.М. Шукшина Чудик) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока русской литературы в 11-м классе Нам бы про душу не забыть... (по рассказу В.М. Шукшина Чудик)


Автор(ы): Панкова Елена Юрьевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • приобщение учащихся к творчеству В. М. Шукшина;
  • формирование представления об особенностях героев Шукшина;
  • формирование навыков анализа художественного текста;
  • воспитание гуманного отношения к людям;
  • развитие умения аргументировать собственную точку зрения.
Оборудование: портрет В. М. Шукшина, фотоколлаж о деревенской жизни, произведения Шукшина, иллюстрации и видеофильм учащихся, аудиозаписи.
Эпиграфы к уроку:
Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…
В.М. Шукшин.
Мне больно, ведь душа проходит,
Как молодость и как любовь…
С. Есенин.
Ход урока.
1. Слово учителя.
(Звучит мотив песни “Калина красная”)
В искусстве уютно быть свободною булкой французской,
Но так не накормишьни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой
С калиною красной вприкуску, черняшкою той,без которой немыслим народ.
Е. Евтушенко.
Вновь у нас на уроке Василий Макарович Шукшин. Удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек - актер, прозаик, киносценарист, режиссер.
На прошлом уроке состоялась наша первая встреча с этим замечательным человеком. Я думаю, что сегодня он станет вам еще ближе, надеюсь, что каждый унесет с урока частичку его души и не растеряет ее, а приумножит на своем жизненном пути.
Дома вы прочитали статью, посвященную творчеству Шукшина, и я хотела бы услышать от вас, что нового вы открыли для себя. В чем же для вас заключается уникальность творческой личности Шукшина? (ответы учащихся)
… Деревня.…С ней связан был Василий Макарович кровными узами, за нее болел душой. Вслушайтесь в эти звуки, всмотритесь в эти картины ( просмотр видеофильма о деревне, снятого учащимися). Порой они бередят душу и городского жителя. Помните, один из героев Шукшина говорил: “… Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Надо газеты читать! Што ни фигура, понимаешь, так – выходец, рано пошел работать”.
“Деревня, видите ли! Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь – как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными...” А что такое деревня для вас? (ответы учащихся)
Шукшин принес в литературу нового героя - сельского мужика. Сегодня мы поговорим об одном из них – Чудике.
К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ, поразмышляли над ним. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими мыслями друг с другом и со мной.
2. Беседа по вопросам.
- Рассказ назван “Чудик” по прозвищу главного героя. Почему “чудик”, а не “чудак”? Если мы обратимся к толковому словарю, то разницы особой и не видно.
(обратимся к записи на доске)
Чудакчеловек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.
Чудик – (прост) – то же, что и чудак. (по словарю С. И. Ожегова)
Почему же из этих двух слов Шукшин выбрал второе?
- Какое первое впечатление производит Чудик?
- Да, действительно, и смешно, и жалко. Ведь это вроде бы не человек, а сплошное недоразумение, “22 несчастья”. Чудик постоянно попадает в нелепые ситуации. Давайте вспомним, в какие именно?
(сцена в магазине, в самолете, в поезде, эпизод с телеграммой, случай с невесткой)
- Как реагируют на эти выходки окружающие? Приведите примеры из текста.
Чтение по ролям сцены “Чудик в аэропорту” (группа подготовленных учащихся)
- Почему Софья Ивановна невзлюбила своего деверя? ( Словарная работа: Деверь – брат мужа.) Мне бы хотелось адресовать этот вопрос девушкам. Встаньте на место этой женщины, взгляните на это чудо-коляску (обращаемся к одной из иллюстраций) и поделитесь своими мыслями. Какой была бы ваша реакция, смогли бы вы понять подобное “народное творчество”?
- А может быть, другая женщина – жена – понимает его?
- “Да почему же я такой есть – то?” - рассуждал Чудик. Какой?
- Шукшин сообщает читателю, что Чудик больше всего боялся хулиганов и продавцов. Как вы думаете, почему? Чего же все-таки опасался Чудик?
- Как вы думаете, изменится ли когда-нибудь Чудик? Почему вы так решили?
- А почему его - такого честного, мечтательного, доброго – не понимают люди? Обратите внимание на слова С. Есенина (эпиграф). Как вы понимаете слова: “душа проходит”? Чем опасно это явление?
- Парадокс: человек стремится помочь другому, порадовать его, и натыкается на непонимание, на грубость. Не случалось ли вам бывать в такой ситуации?
- Герой рассказа зовется Чудиком. И только в конце мы узнаем его полное имя, отчество, фамилию, место работы, интересы. Что дают для понимания смысла произведения и характера героя избранные автором композиционные особенности?
- Василий Князев – один...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.22 | Просмотров: 2921

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340