Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока. Н.А. Некрасов Школьник
Автор(ы): Ковалькова Ирина Александровна, учитель русского языка; Лопатина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока. - Познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.
- Рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове.
- Прививать народные идеалы добра современным школьникам.
Оборудование урока. - Портрет Н.А.Некрасова.
- Тексты стихотворений Некрасова Н.А.
- Выставка книг Некрасова Н.А. и о Некрасове Н.А..
- Иллюстрации к тексту стихотворения «Школьник».
Ход урока 1. Организационный момент. Целеполагание урока. 2. Повторение изученного о Некрасове Н.А. - Какие стихотворения Некрасова Н.А., посвященные детям, вам известны? ( «Саша», « Плач детей», « Крестьянские дети», «Железная дорога».) Почему вы считаете, что стихотворение «Железная дорога» посвящено детям? Учитель обращает внимание обучающихся на выставку книг Некрасова Н.А., показывает эту книгу детям и говорит: «Автор предлагает молодому поколению перенять привычку к труду, верит в будущее. Давайте прочитаем эти строки» два-три ученика читают наизусть строфы из стихотворения «Железная дорога»: Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную- Вынесет все, что господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется ни мне, ни тебе…) - Да! Это строки о труде, о будущем России, они наполнены чувством уверенности в том, что будущее нашей страны будет благополучным, светлым. А какое еще настроение вы почувствовали в этих строках? (Сожаление, грусть, печаль, потому что «жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе). - Действительно, наряду с темой детства, беззаботной радости, Некрасова Н.А. волнует тема России, русского народа. Мы убедимся в этом, познакомившись и проанализировав стихотворение «Школьник». 3. Анализ стихотворения «Школьник» Лексический уровень. 1) Чтение стихотворения «Школьник» учителем. 2) История создания стихотворения «Школьник». (Индивидуальное – задание. Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий. - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто стихотворение? - О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»? - Обратимся к первой строфе, прочитаем ее: - Ну, пошел же, ради Бога! Небо, ельник и песок- Невеселая дорога… Эй! Садись ко мне, дружок! - Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. Можете ли вы сказать, кто к кому обращается? (возможно, ямщик обращается к своему пассажиру, мальчику). - Каково отношение ямщика к мальчику? Обратите внимание на суффикс -ок, о чем он говорит? - От какого лица идет дальнейшее повествование? (от первого - «вижу я в котомке книжку», «знаю…».) Как называется речь одного лица? - Да, стихотворение представляет собой монолог. Согласны ли вы, что это напутствие мальчику? - Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? (Информация для учителя. Напутствие (книжное). Слова, пожелания отправляющемуся в путь.) - Найдите напутственные слова, сказанные мальчику («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…) Слова каких частей речи преобладают в напутствии? (Глагола и частицы -не-.) - Вспомните, каково грамматическое значение глагола? А грамматическое значение отрицательной частицы -не-? (Глагол обозначает действие предмета, поэтому стихотворение динамичное. И герою предстоит много двигаться, работать, чтобы проститься с нуждой. Частица -не- говорит о том, чего школьник не должен делать.) - Почему он не должен стыдиться: Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славных путь. - «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Информация для учителя. Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта). - Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну. - Анализируем третью и четвертую строфы. Вижу я в котомке книжку, Так, учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек. - Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи? - Далее автор предполагает: Или, может, ты дворовый Из отпущенных?..Ну, что ж! - Ребята, кого называли «дворовым»? (Информация для учителя. Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким об...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.23 | Просмотров: 3906
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|