Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Специфика коррекционной работы, направленная на устранение недостатков лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Специфика коррекционной работы, направленная на устранение недостатков лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии


Автор(ы): Коленченко Анастасия Николаевна, учитель-логопед


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Актуальность нашего исследования заключается в специфике организации процесса коррекции лексико-грамматического строя речи с лёгкой степенью дизартрии.
Среди детей дошкольного возраста в настоящее время данное речевое нарушение имеет тенденцию к значительному росту. Лёгкая степень дизартрии часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например с заиканием, общим недоразвитием речи и ошибочно смешивается с дислалией, так как по своим проявлениям очень близка к ней, однако в процессе коррекции лёгкая степень дизартрии заявляет о себе особыми трудностями преодоления.
Цель исследования: выявление особенностей лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии.
Новизна исследования заключается в специфичности использования системы коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка с детьми с лёгкой степенью дизартрии, основанной на комплексном подходе работы со звуком, слогом, словом, предложением с использованием современных информационных технологий.
Лёгкая степень дизартрии представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонетическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи:
  • несформированность многих языковых процессов, что выражается в бедности словаря и трудностях актуализации его в экспрессивной речи;
  • ограниченность речевого общения, недостаточность слухового восприятия, недостаточное внимание к звуковой стороне речи, низкая речевая активность.
В научных исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при лёгкой степени дизартрии, отмечается, что фонетические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелихова, Е.Ф. Соботович и др.).
У детей с лёгкой степенью дизартрии “процесс систематизации лексики, отработки грамматических категорий осуществляется в более поздние сроки и имеет качественное своеобразие” (Н.В. Серебрякова, Л.Г. Парамонова, 1986).
Экспериментальное исследование, проведённое нами с детьми старшего дошкольного возраста, направлено на выявление уровня сформированности грамматического строя языка ребенка, в ходе которого применялись методики, широко применяемые в логопедической практике:
  1. “Повторение предложений” (цель: умение ребенка повторить услышанное предложение);
  2. “Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах” (цель: выяснение возможности образования ребёнком существительных множественного числа в именительном и родительном падежах);
  3. “Исследование навыков словообразования” (цель: умение образовывать существительные, обозначающие детенышей животных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные, качественные и притяжательные прилагательные);
  4. “Дополнение предлогов в предложении” (цель: исследование умения ребенка дополнить предложение нужным предлогом).
Результаты обследования детей экспериментальной и контрольной групп констатирующего эксперимента показаны в гистограммах 1 и 2.
Гистограмма 1
Уровни сформированности грамматических средств языка детьми экспериментальной группы (в %)

Приведенные материалы показывают, что большинство детей экспериментальной группы (50%) имеют средний уровень сформированности грамматических средств языка. Достаточно высокий процент детей (30%) имеют низкий уровень. Детей, имеющих высокий уровень усвоения грамматических категорий, только 20%.
У 80% детей с лёгкой степенью дизартрии имеются пробелы и разного рода затруднения в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежа, относительных и притяжательных прилагательных.
Трудности словообразования, которые встречались при обследовании практически у каждого ребенка с лёгкой степенью дизартрии, обусловлены нарушениями морфологической системы языка. Проявляется это в нарушении систематизации словообразовательных моделей, неправильным выбором суффиксов, нарушением процесса комбинирования морфем и др.
Гистограмма 2
Уровни сформированности грамматических средств языка детьми контрольной группы (в %)

Материалы исследования показывают, что практически все дети контрольной группы имеют средний уровень сформированности грамматических средств языка (90%), и только 10 % имеют высокий уровень. Низкого уровня в данной группе детей не отмечено.
Показатели освоения грамматических категорий детьми контрольной группы несколько выше, чем детьми экспериментальной группы. Но трудности, которые встречались у детей испытуемой и контрольной групп, схожи.
Экспериментальные исследования, проведенные с детьми с ОНР, с лёгкой степенью дизартрии, подтверждают специфические особенности лексики этих детей. Отмечается неусвоенность данными детьми некоторых сложных грамматических форм. Неправильное использование лексико-грамматических средств языка ребенком с лёгкой степенью дизартрии обусловлено артикуляторными затруднениями и смазанной невнятной речью, недоразвитием фонематического слуха, слабостью слухового восприятия и контроля, нарушением звукопроизношения.
Поэтому, коррекционно-логопедическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи детей с лёгкой степенью дизартрии осуществляли с учетом ряда принципов:
  1. Принцип взаимосвязи, взаимообусловленности и параллельности процесса коррекции звукопроизношения, формирования фонетико-фонематической системы, лексико-грамматического строя речи, развития психических процессов.
  2. Принцип формирования и развития мотивации ребенка к совершенствованию звучания своей речи.
  3. Принцип формирования фонетической системы, начиная с просодических компонентов – темпа, ритма, интонации, посредством развития мышечно-двигательных ощущений (единство речи и движения под музыку), которые помогают нормализовать внутренний ритм ребенка.
  4. Принцип формирования артикуляционного праксиса.
Для формирования у детей яркой, выразительной, эмоциональной речи, усвоения лексико-грамматических категорий языка использовали логоритмические средства:
  • игры-упражнения, игры-превращения для регуляции мышечного тонуса;
  • упражнения с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, прыжки, хлопки, притопывание) для нормализации ритма речи и движений детей;
  • речевые стихотворные упражнения с одновременным выполнением действий (для развития словаря и закрепления определенных грамматических категорий);
  • подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи, (“Земля, вода, огонь, воздух” - цель: активизация словаря детей за счет употребления существительных по темам “Рыбы”, “Птицы”, “Дикие и домашние животные”; “Построй шеренгу, круг, колонну” - цель: активизация словаря детей за счет прилагательных, глаголов; “Прятки” - цель: практическое употребление в речи простых и сложных предлогов, их выделение из предложений).
Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал предъявляем в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде. В этом случае становится особенно целесообразным применение информационных и компьютерных технологий. Предоставление ребёнку информации в привлекательной форме не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Коррекционные занятия с использованием информационных технологий вызывают у детей особый интерес. Такие занятия, несомненно, требуют творческого подхода учителя-логопеда, как при подготовке к нему (разработка мультимедийных слайдов по лексической теме, составление творческих заданий для детей), так и его проведению.
Включение в коррекционную работу с детьми компьютерной технологией “Игры для Тигры”, разработанной Лизуновой Л.Р., специалистом Пермского краевого института повышения квалификации работников образования, способствовало повышению познавательного интереса ребёнка. Использование данной технологии помогло не только в коррекции нарушений лексико-грамматических средств языка, но и позволяло развивать основные психические процессы ребёнка (восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь), а также решало проблему общения. Ведь компьютер для ребёнка в данном случае выступал в роли собеседника. Наблюдения за детьми в процессе проведения подгрупповых и индивидуальных занятий показали, что игры и задания вызывали живой интерес, мотивировали на учебную деятельность, что способствует обеспечению психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
При планировании коррекционной работы по формированию лексики и отработке грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии опирались на программу по обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Помогли в планировании и систематизации коррекционной работы методики обучения детей с отклонениями в развитии Л.Н. Ефименковой, 1987; Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, 1990; Г.А. Каше, 1971; Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, 1999; Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, 2001. Работу планировали в соответствии с пер...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.23 | Просмотров: 2171

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340