Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока по чтению в 4-м классе. Тема: Мудрый сказочник (по произведению П.П. Бажова Серебряное копытце)
Автор(ы): Шраге Светлана Ренатовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством. Задачи: - проверить знание произведения Бажова «Серебряное копытце»;
- знакомство с биографией Бажова;
- совершенствовать навык беглого чтения;
- работа над жанром «сказ»;
- обогащать словарный запас;
- развивать внимание учащихся;
- учить составлению портретной характеристики героев;
- воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование: учебник «Родная речь» (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова), портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», диск с музыкой П. Чайковского «Времена года», компьютер, ММ проектор, экран, диск с мультфильмом «Серебряное копытце» режиссера Г. Сокольского по сценарию Г. Сапгира. План урока: 1. Организационный момент. 2. Постановка цели урока. 3. Работа с портретом писателя. 4. Биография Бажова. 5. Работа с жанром «сказ». 6. Проверка домашнего задания 7. Словарная работа. 8. Выборочное чтение сказа. 9. Работа над портретной характеристикой. 10. Вывод. 11. Стихотворение о творчестве Бажова. 12. Домашнее задание к следующему уроку. 13. Рефлексия. Ход урока 1. Организационный момент Еле шорохом шурша В класс заходит тишина. На стульях сидят шалунишки, Листают волшебные книжки. Ожидание чуда, благости Всех коснется к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша. 2. Постановка цели урока Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами заглянем в сказку. А в какой именно вы назовете, посмотрев отрывок мультфильма, и скажете его название и автора произведения, по которому создан мультфильм. (Бажов «Серебряное копытце»). 3. Работа с портретом писателя Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. Мы с Соней приготовили для вас сюрприз: замечательные строки об этой книге. Мы держим с тобою, приятель, в руках «Уральские сказы» о дивных горах. Здесь много случалось историй. Тут были и радость, и горе. Озера и реки здесь – как зеркала, Нам песню споет пожилая ветла И много расскажет нас басен Уральский лес чуден, прекрасен. А горы до неба почти достают, Красива природа – покой и уют. И добрые люди здесь сказки хранят, Которые о волшебстве говорят. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, Данилушко, искусница Катюша, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, ящерки, Великий Полоз. 4. Биография Бажова - Что вам известно об этом писателе? (1 ребенок рассказывает биографию Бажова) Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Урал. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы. - С какими еще произведениями Бажова вы познакомились самостоятельно? - Что общего во всех его сказах? 5. Работа с жанром «сказ» Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа. Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина. - Молодцы, ребята. А я вам на доске написала подсказку: Сказ – рассказ – сказка. - Назовите еще слова с таким же корнем. (сказочник, рассказывать, присказка, подсказка). -Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл. Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события. Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову. 6. Проверка домашнего задания - Дома вы перечитали сказ Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. У вас на партах листочки с буквами а, б, в. Это варианты ответов. После того как вы услышите вопрос, необходимо быстро поднять нужный вариант ответа. (Проверка после каждого ответа). ТЕСТ: - Как звали отца Даренки? А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила - На какой ноге у козлика серебряное копытце? А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой - Кошка Муренка была А) белая Б) серая В) бурая - Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке? А) 1 Б) 2 В) 3 - На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета? А) голубого Б) розового В) зеленого 7. Словарная работа Во время чтения сказки нам встретились непонятные слова. Найдите в словаре учебника значение слов, записанных на доске: Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание) Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь Пособник – помощник Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством) Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня Горюн – горевать Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи Балаган – временная легкая деревянная постройка Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет Душной – запах, идущий от животного Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах). 8. Выборочное чтение сказа Сейчас мы с вами еще раз насладимся языком сказа Бажова, но уже выборочно. Я буду показывать иллюстрации, нарисованные вами дома, а вы быстро найдете в тексте отрывок к иллюстрации и выразительно прочитаете его. 9. Работа над портретной характеристикой - Назовите главных героев сказа. - Закройте глаза и, слушая музыку Петра Чайковского, представьте главных героев. Какие они? Потом мне расскажете. (Звучит музыка Петра Чайковского из цикла «Времена года» ч.3) Учитель шепотом: - Дед Кокованя и Даренка сидят у печки. Рядом свернулась калачиком кошка Муренка. Они сидят и смотрят на огонь. Тихо и спокойно. (Ребята делятся впечатлениями). - Почему я включила именно такую музыку? - Ребята, а почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце? (Дать подумать) - Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато? - Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей? - Давайте дадим характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах. Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парах: Даренка | Кокованя | 1. Семейное положение. Сирота | 1. Семейное положение. Одинокий | 2. Внешность По шестому году, маленькая, носишка пуговкой. | 2. Вн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 7236
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|