Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
История прекратила течение своё...(урок-размышление по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина История одного города) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

История прекратила течение своё...(урок-размышление по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина История одного города)


Автор(ы): Селезнева Татьяна Кузьмовна, заместитель директора по НМР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • приблизить к юному читателю произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина;
  • открыть в них важный человеческий смысл;
  • углубить восприятие читателей-учеников;
  • показать, что роман Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего;
  • повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия;
  • различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола), эзопов язык;
  • развивать вкус к самостоятельности, заинтересованное и внимательное отношение к тексту, к слову и детали в нём;
  • продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, создание собственного текста);
  • воспитывать настоящих граждан, патриотов, любящих свою Родину и ценящих историю своего народа.
На каждом столе – листы с лексическими значениями слов-терминов <Приложение 1>.
На доске:
1) слова-термины: утопия, антиутопия, единодушие, единомыслие, раболепный, тоталитарное государство, нивелировать.
2) высказывания:
...Я совсем не историю предал осмеянию, а известный порядок вещей.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа.
М.Е. Салтыков-Щедрин
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; изъяснение настоящего и пример будущего.
Н.М. Карамзин
Каждое художественное произведение “необходимо должно иметь свой результат”.
М. Е. Салтыков-Щедрин
ХОД УРОКА
Слово учителя.
В одном из номеров журнала “Русский вестник” за 1856 год была опубликована литературно-критическая статья М. Е. Салтыкова-Щедрина.
По мысли автора статьи, каждое художественное произведение “необходимо должно иметь свой результат”.
Каким путем достигается этот результат – отрицанием или исканием положительных и идеальных сторон жизни, – это дело художника, считает Щедрин. Главное в том, чтобы результат этот был, в противном случае искусство теряет свой благотворный характер.
На прошлых уроках, посвященных творчеству Салтыкова-Щедрина, его сказкам, роману “История одного города”, мы обсуждали, как писатель через комическое подвергает критике то зло и безобразие, что примелькалось, стало обыденным, рассуждали об образах градоначальников и о временах, которые пересекаются в сатирическом романе.
Основная задача на этом уроке – попытаться доказать, что роман Салтыкова-Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего; попытаться открыть в произведении Щедрина важный человеческий смысл; уловить в сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.
На доске вы видите записанные высказывания, к которым мы будем обращаться в течение урока.
А сейчас обратимся к последней части романа – главе “Подтверждение покаяния. Заключение”.
Учитель показывает портрет Угрюм-Бурчеева работы Кукрыниксов.
Перед нами новый тип градоначальника. Это не Брудастый или Прыщ – нелепые и фантастические. Перед нами живое существо, а не механическая кукла.
– Что за существо предстает перед нами в последней главе? [1, C. 77]
(Чистейший тип идиота, принявшего какое-то решение и давшего себе клятву привести его в исполнение.)
– В чем заключается идиотство Угрюм-Бурчеева? [1, C. 77]
– Что происходит, когда придатком к идиотству является властность?
– Каковы идеалы нового градоначальника? [1, C. 75]
Страшная картина, не правда ли?
Чтение учителем текста со слов: “Человек, на котором останавливался этот взор, не мог выносить его…” [1, C. 75]
– Черты какой темной, страшной силы воплотились в этом образе? (Сатаны)
Как вы думаете, почему? С какой целью летописец предлагает своим читателям подобное сравнение?
(“Жизнеустроительный” бред Угрюм-Бурчеева – вызов всему нерукотворному Божьему творению. Именно поэтому “человек, на котором останавливался этот взор”,… испытывал опасение “за человеческую природу вообще”).
И все-таки Угрюм-Бурчеев пытается “создавать” что-то свое.
Что значит “создавать” по Угрюм-Бурчееву? [1, C. 84]
Почему именно топор является орудием творчества Угрюм-Бурчеева?
(Философия Угрюм-Бурчеева: прежде чем что-либо создать, нужно разрушить то, что есть, разрушить историю, память людей.)
Вспомните строки из романа: “Еще задолго до прибытия в Глупов он уже составил в своей голове целый “систематический бред”.
Обратите внимание на само словосочетание – “систематический бред”.
Возможно ли такое?
В чем заключается бред Угрюм-Бурчеева? [1, C. 81]
Работа со словарем (запись в тетради терминов с их лексическими значениями).
Единодушие и единомыслие. – Чем отличаются эти 2 понятия?
  • Раболепство.
  • Тоталитарное государство.
Как эти понятия соотносятся с романом Салтыкова-Щедрина?
Символическим в бреде Угрюм-Бурчеева становится образ шинели.
Что должен внушать обывателям этот образ?
(Иллюзию безгрешности и бескорыстия тирана. Чем бездушнее и жесточе режим, тем больше правитель заботится об аскетизме своего бытия и облика.)
Салтыков-Щедрин писал: “…Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей”.
С этой точки зрения и анахронизм, и фантастика, и гротеск, и ограниченность пространства, о которых мы говорили на прошлых уроках, – все это средства художественного обобщения, создающего картины-варианты государственного устройства.
Какую картину-вариант государственного устройства мы видим в последней главе романа?
Какого типа будет государство, если государство осуществляет контроль над всеми сторонами жизни? (Тоталитарное государство)
Мы можем проследить, как эмоциональное звучание романа меняется от комедийного, игрового начала, от шутки и насмешки, даже издевки к предостережению…
О чем предупреждает, от чего предостерегает своего читателя Салтыков-Щедрин?
Вспомните, как называется произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства, важнейшей функцией которого является предупреждение? (Антиутопия)
В чем заключается антиутопизм и пророческий смысл Угрюм-Бурчеевского мира?
(См. записи в тетрадях – основные понятия Угрюм-Бурчеевского бреда: извращенная идея равенства оборачивается казарменной уравниловкой, единодушие подменяется единомыслием и поддерживается системой тоталитарного доносительства, а оправдываются эти кошмары “бедствиями минувшими и предстоящими”. Все это черты государственного устройства по Угрюм-Бурчееву.)
Почему Угрюм-Бурчеев “создает” в своем бреду именно тоталитарное устройство? (Рабами легче управлять.)
Вспомните следующие строки из “Истории одного города”: “Ни бога, ни идолов – ничего… В этом… мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким”. [1, C.83]
Что за мир изображен автором в этих строках?
Какой народ достоин подобного мира, подобной Истории?
Каким изображает Салтыков-Щедрин народ?
В Священном писании сказано: “Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается на сей земле: Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?” [2]
Ответьте на вопрос из Писания: что же народ будет делать после всего этого? [1, C. 86]
Но, несмотря ни на что, Салтыков-Щедрин верил в свой народ. Писатель говорил, что “минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа”. И роман “История одного города” призван помогать прозрению народа, читателя. К “минутам прозрения” народа мы обратимся чуть позже.
А сейчас вернемся к образу Угрюм-Бурчеева.
Какие два подвига решил совершить последний градоначальник Глупова? (Разрушить город и устранить реку.) [1, C. 85]
Что из этого вышло?
Средством скучивания и нивелировки людей в годы идеологического деспотизма служат грандиозные проекты. На прошлых уроках мы приводили примеры таких проектов. Таково и перекрытие реки Угрюм-Бурчеевым.
Найдите описание реки в тексте. [1, C. 85, 89, 90, 91]
Редкий случай в сатире – перед нами пейзаж. Но, разумеется, он иной, чем у Тургенева. Главное здесь не детальное изображение конкретных примет природы. Главное здесь река как символ.
Символом чего является река в “Истории одного города” Салтыкова-Щедрина? (Символ Жизни, Природы, Естества)
Чего только не было предпринято, чтобы усмирить непокорную реку. Но… почему?
И все-таки… “слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе”. [1, C. 89-90]
Природа, ставшая для Щедрина олицетворением нормальной, живой жизни, – вот главный и, к сожалению, единственный до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства.
Государство, государственное устройство предназначены для человека. Государство же Угрюм-Бурчеева – против человека.
А теперь давайте вспомним Органчика.
Какова истинная причина его поломки?
(То ли под влиянием прекрасного весеннего дня, то ли еще почему, но градо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.25 | Просмотров: 3120

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340