Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок географии в 10-м классе Австралия: образ страны - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок географии в 10-м классе Австралия: образ страны


Автор(ы): Скрябина Елена Семеновна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  1. формирование знаний об особенностях экономического развития страны;
  2. формирование умения составлять графический конспект, символизирующий каркас;
  3. развитие кругозора учащихся, пробуждение интереса к изучаемой стране;
  4. формирование образа страны, как «сгустка» географических знаний
Оборудование: политическая карта мира, физическая карта Австралии, ментальная схема-каркас Австралии, таблицы со словами -символами.
Домашнее задание: стр.230-231. задание №9 на стр.239. /задается в начале урока, после объявления темы/
План:
  1. Историческая справка. ЭГП
  2. Население.
  3. Ресурсы
  4. Отрасли специализации.
  5. Инфраструктура.
  6. Крупнейшие города.

Ход:

Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с хозяйственным развитием Австралии и найдем ответ на проблемный вопрос: Какова роль Австралии в МГРТ?
Австралия. Известно, что…
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там расцветают в октябре сады,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне протекают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение…
Австралия – уникальная, единственная в мире страна, которая занимает целый континент, отличающийся разнообразием природных комплексов и многочисленными видами только ей присущих эндемиков.
С Австралией, с её природой мы знакомились, изучая географию материков. Давайте вспомним слова, которые возникают при упоминании Австралии/
/дети называют слова-символы. Учитель прикрепляет на схему Австралии таблички: аборигены, кенгуру, эвкалипт, бумеранг, крики, скрэбы/
Учитель: Сегодня на наш урок пришли юные исследователи истории Австралии, послушаем, какую историческую справку они приготовили.
/Включить музыкальный фон/

I. Историческая справка.

1 ученик:
Первыми людьми, заселившими Австралию, были племена аборигенов, которые прибыли на этот континент из Юго-Восточной Азии около 40 тыс. лет назад. Хотя китайские, малайские, индонезийские, арабские и др. мореплаватели, возможно, посещали северное побережье Австралии до 1000-го года нашей эры.
Старый Свет узнал о ней лишь в начале XIII в. До этого материк упоминался, как мифическая земля Терра Аустралис, которую искали многие мореплаватели. Первые европейцы сошли на ее берег в 1606г.с кораблей голландского капитана В. Янезона, а затем Тасмана.
В 1770 г. побережье Австралии исследовал Д. Кук. Он объявил эти земли владениями Британии и назвал Южным Уэльсом. 26 января (сейчас-День Австралии) 1788. в район будущей сиднейской бухты прибыла I английская экспедиция «Первый флот» в составе 11 кораблей во главе с губернатором А. Филлипом. На корабле прибыли заключенные. Долгое время Австралия служила местом ссылки уголовных преступников из Великобритании.
2 ученик:
К 1830г. Великобритания подчинила себе весь континент. Заключенных ссылали до 1840г. Но все больше прибывало сюда и свободных европейских поселенцев. Открытие в 1881г. месторождений золота привело к увеличению потока поселенцев. В начале XIXв. Европейские поселенцы начали продвигаться в глубь материка, занимаясь разведением овец, привезенных из Южной Америки.
В 1901г. 6 колоний объединились в Австралийский Союз, получили статус доминиона и право на самоуправление, но по прежнему оставались под властью британского монарха.
Во время Iмировой войны австралийские войска участвовали в боевых действиях в Европе. В память об этом установлен День АНЗАК (Австрало-Новозеландский экспедиционный корпус в Европе) 25 апреля, который отмечается и в Новой Зеландии.
В 1931г. – по Вестминстерскому статусу Австралия получила полную самостоятельность во внутренних и .
и внешних делах .
В 1986г. парламент страны принял закон Австралии, конституционно отделяющий ее от Великобритании.
В 90-хгг. лейбористское правительство начало претворять в жизнь идею превращения Австралии в республику. На референдуме 6 ноября 1999г. эта идея не получила большинства голосов.
И по сей день Австралия – независимое государство в составе содружества, возглавляемого Великобританией. Главой государства формально является английская королева ( носящая в стране титул королевы Австралии), представленная генерал-губернатором, которого назначают по рекомендации премьер-министра Австралии на 5 лет.

II. Население.

/По ходу объяснения на ментальную карту прикрепляются таблицы со словами-символами./
Учитель: - Австралия – самый малонаселенный материк, его население составляет около 18млн. чел. и самый слабозаселенный континент. Средняя плотность населения 2,5чел. км.2
Большая часть населения- 85%- сконцентрирована в городах, в том числе 60% в 5 «миллионниках»: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт, Аделаида. В городах Мельбурн в 1956г. и Сидней в 2000г. проходили олимпийские игры.
Столица – город Канберра – не самый крупный город страны, специально выстроен для выполнения столичных функций.
Австралия – страна иммигрантов. Около 4 млн. родилось заграницей, еще у 3,8 млн.австралийцев один или оба родителя родились вне Австралии. основная часть населения – потомки переселенцев из Европы – 90%( в том числе из бывшего СССР около 200тыс.)
/пример о выходце из Марий – Эл см. в «Марийской правде от 22.01.2005г./
В последние 2-3 десятилетия после того, как страна отказалась от политики «Белой Австралии» выросла доля азиатской миграции, около 7% населения имеют азиатское происхождение.
Коренного населения – аборигенов и коренных жителей около 400 тыс. чел. (2,1 %населения). Резко сократившись после европейской иммиграции на континент, аборигенное население восстанавливается и растет опережающими темпами. В последнее время правительство проводит политику « примирения» с аборигенами, стремясь устранить острые проблемы их существования рядом с европейской цивилизацией, несправедливость, допущенную по отношению к ним в прошлом, поддержать их самобытную культуру.
Официальный язык – английский, но свыше 2,5млн. чел. Дома говорят на итальянском, греческом, арабском, китайском, вьетнамском и др. языках. Всего в ходу 282 языка, в том числе 170аборигенных.
Зарегистрировано 92 религиозных верований, но преобладают христиане -70%.
До 50-х гг. образ жизни в Австралии ничем не отличался от британского. С тех пор культура страны обогатилась традициями, обычаями, кухней иммигрантов других национальностей.
Независимо от происхождения, у австралийцев очень развито чувство своей национальной принадлежности. Они сохранили дух европейских пионеров – первопроходцев. Люди, живущие в отдаленных районах на животноводческих фермах, сообщение между которыми возможно только при помощи самолета или вертолета, энергичны и обладают большой выносливостью, т.к. большую часть года живут в изоляции друг от друга и остального мира, то рады любой возможности пообщаться и отдохнуть от тяжелого труда скотовода. Здесь устраивают различные празднества с шуточными состязаниями (соревнования лесорубов, стригалей шерсти, соревнования по загону скота, скотоводские аукционы, ремесленные выставки, в Сиднее ежегодно – аукцион шерсти). Множество конных состязаний. Популярны: крокет, футбол, регби, плавание, серфинг, парусный спорт, водные лыжи и др. виды спорта.
Австралия – страна сплошной грамотности – 95%. Обязательным является обучение в школе с 6 до 15 лет. Для детей живущих на дальних фермах и скотоводческих ранчо. Расположенных часто за сотни километров от ближайшей школы, транслируют радио-уроки «воздушной школы», а так же используют видео аудио уроки. имеется 26 университетов и 2 университетских колледжа. В Канберре находится Австралийская Академия наук.

III. Ресурсы.

Учитель:
Австралия имеет огромные природные ресурсы мирового значения. Страна известна своими опалами. Опал – камень Австралии, т.к. 95% мировых запасов опала принадлежит Австралии. Благодаря крупнейшим запасам минеральных ресурсов Австралию относят к числу «великих горнодобывающих держав мира»
/По учебнику прочитать учащимся: стр. 230
«…Она входит даже не в «первую десятку», а в «первую тройку» стран по добыче угля, железной руды бокситов, урана, золота, алмазов. Еще выше ее доля в их экспорте. Именно здесь начинаются многие из главных морских «мостов»: бокситовый, железорудный, угольный, которые ведут главным образом в страны Азии и Европы.

IV. Отрасли специализации

Учитель:
Австралия входит в число ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции и сырья. /по учебнику прочитать учащимся: стр. 231
«Австралия занимает вне конкурентное первое место в мире по поголовью овец (130млн. или по 7 голов на каждого жителя страны), производству и экспорту шерсти. Она играет также заметную роль в мировом производстве и мировой торговле пшеницей, мясом, сахаром, фруктами, вином».
Учитель: Что, из себя представляет овцеводческая станция нам расскажет…
Ученик: Размеры «шипстейшинз» как правило очень велики: они занимают десятки и даже сотни тысяч гектаров, а самая большая станция имеет площадь более 2 тыс. км2., т. е лишь немногим уступает Люксембургу.
Поголовье овец на таких станциях достигает 10-20 тыс. и даже 50-100 тыс. голов. Здесь разводят преимущественно тонкорунных овец – мериносов австралийской породы, дающих шерсть самого высокого качества. В небольшом городе Гоулберне недавно установлен памятник овце – так называемый Большой Меринос.
Учитель: Ита...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.26 | Просмотров: 2480

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340