Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок географии в 10-м классе Австралия: образ страны
Автор(ы): Скрябина Елена Семеновна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи: - формирование знаний об особенностях экономического развития страны;
- формирование умения составлять графический конспект, символизирующий каркас;
- развитие кругозора учащихся, пробуждение интереса к изучаемой стране;
- формирование образа страны, как «сгустка» географических знаний
Оборудование: политическая карта мира, физическая карта Австралии, ментальная схема-каркас Австралии, таблицы со словами -символами. Домашнее задание: стр.230-231. задание №9 на стр.239. /задается в начале урока, после объявления темы/ План: - Историческая справка. ЭГП
- Население.
- Ресурсы
- Отрасли специализации.
- Инфраструктура.
- Крупнейшие города.
Ход: Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с хозяйственным развитием Австралии и найдем ответ на проблемный вопрос: Какова роль Австралии в МГРТ? Австралия. Известно, что… Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там расцветают в октябре сады, Там протекают реки без воды (Они в пустыне протекают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют, Деревья сами лезут из коры. Там кролики страшней, чем наводнение… Австралия – уникальная, единственная в мире страна, которая занимает целый континент, отличающийся разнообразием природных комплексов и многочисленными видами только ей присущих эндемиков. С Австралией, с её природой мы знакомились, изучая географию материков. Давайте вспомним слова, которые возникают при упоминании Австралии/ /дети называют слова-символы. Учитель прикрепляет на схему Австралии таблички: аборигены, кенгуру, эвкалипт, бумеранг, крики, скрэбы/ Учитель: Сегодня на наш урок пришли юные исследователи истории Австралии, послушаем, какую историческую справку они приготовили. /Включить музыкальный фон/ I. Историческая справка. 1 ученик: Первыми людьми, заселившими Австралию, были племена аборигенов, которые прибыли на этот континент из Юго-Восточной Азии около 40 тыс. лет назад. Хотя китайские, малайские, индонезийские, арабские и др. мореплаватели, возможно, посещали северное побережье Австралии до 1000-го года нашей эры. Старый Свет узнал о ней лишь в начале XIII в. До этого материк упоминался, как мифическая земля Терра Аустралис, которую искали многие мореплаватели. Первые европейцы сошли на ее берег в 1606г.с кораблей голландского капитана В. Янезона, а затем Тасмана. В 1770 г. побережье Австралии исследовал Д. Кук. Он объявил эти земли владениями Британии и назвал Южным Уэльсом. 26 января (сейчас-День Австралии) 1788. в район будущей сиднейской бухты прибыла I английская экспедиция «Первый флот» в составе 11 кораблей во главе с губернатором А. Филлипом. На корабле прибыли заключенные. Долгое время Австралия служила местом ссылки уголовных преступников из Великобритании. 2 ученик: К 1830г. Великобритания подчинила себе весь континент. Заключенных ссылали до 1840г. Но все больше прибывало сюда и свободных европейских поселенцев. Открытие в 1881г. месторождений золота привело к увеличению потока поселенцев. В начале XIXв. Европейские поселенцы начали продвигаться в глубь материка, занимаясь разведением овец, привезенных из Южной Америки. В 1901г. 6 колоний объединились в Австралийский Союз, получили статус доминиона и право на самоуправление, но по прежнему оставались под властью британского монарха. Во время Iмировой войны австралийские войска участвовали в боевых действиях в Европе. В память об этом установлен День АНЗАК (Австрало-Новозеландский экспедиционный корпус в Европе) 25 апреля, который отмечается и в Новой Зеландии. В 1931г. – по Вестминстерскому статусу Австралия получила полную самостоятельность во внутренних и . и внешних делах . В 1986г. парламент страны принял закон Австралии, конституционно отделяющий ее от Великобритании. В 90-хгг. лейбористское правительство начало претворять в жизнь идею превращения Австралии в республику. На референдуме 6 ноября 1999г. эта идея не получила большинства голосов. И по сей день Австралия – независимое государство в составе содружества, возглавляемого Великобританией. Главой государства формально является английская королева ( носящая в стране титул королевы Австралии), представленная генерал-губернатором, которого назначают по рекомендации премьер-министра Австралии на 5 лет. II. Население. /По ходу объяснения на ментальную карту прикрепляются таблицы со словами-символами./ Учитель: - Австралия – самый малонаселенный материк, его население составляет около 18млн. чел. и самый слабозаселенный континент. Средняя плотность населения 2,5чел. км.2 Большая часть населения- 85%- сконцентрирована в городах, в том числе 60% в 5 «миллионниках»: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт, Аделаида. В городах Мельбурн в 1956г. и Сидней в 2000г. проходили олимпийские игры. Столица – город Канберра – не самый крупный город страны, специально выстроен для выполнения столичных функций. Австралия – страна иммигрантов. Около 4 млн. родилось заграницей, еще у 3,8 млн.австралийцев один или оба родителя родились вне Австралии. основная часть населения – потомки переселенцев из Европы – 90%( в том числе из бывшего СССР около 200тыс.) /пример о выходце из Марий – Эл см. в «Марийской правде от 22.01.2005г./ В последние 2-3 десятилетия после того, как страна отказалась от политики «Белой Австралии» выросла доля азиатской миграции, около 7% населения имеют азиатское происхождение. Коренного населения – аборигенов и коренных жителей около 400 тыс. чел. (2,1 %населения). Резко сократившись после европейской иммиграции на континент, аборигенное население восстанавливается и растет опережающими темпами. В последнее время правительство проводит политику « примирения» с аборигенами, стремясь устранить острые проблемы их существования рядом с европейской цивилизацией, несправедливость, допущенную по отношению к ним в прошлом, поддержать их самобытную культуру. Официальный язык – английский, но свыше 2,5млн. чел. Дома говорят на итальянском, греческом, арабском, китайском, вьетнамском и др. языках. Всего в ходу 282 языка, в том числе 170аборигенных. Зарегистрировано 92 религиозных верований, но преобладают христиане -70%. До 50-х гг. образ жизни в Австралии ничем не отличался от британского. С тех пор культура страны обогатилась традициями, обычаями, кухней иммигрантов других национальностей. Независимо от происхождения, у австралийцев очень развито чувство своей национальной принадлежности. Они сохранили дух европейских пионеров – первопроходцев. Люди, живущие в отдаленных районах на животноводческих фермах, сообщение между которыми возможно только при помощи самолета или вертолета, энергичны и обладают большой выносливостью, т.к. большую часть года живут в изоляции друг от друга и остального мира, то рады любой возможности пообщаться и отдохнуть от тяжелого труда скотовода. Здесь устраивают различные празднества с шуточными состязаниями (соревнования лесорубов, стригалей шерсти, соревнования по загону скота, скотоводские аукционы, ремесленные выставки, в Сиднее ежегодно – аукцион шерсти). Множество конных состязаний. Популярны: крокет, футбол, регби, плавание, серфинг, парусный спорт, водные лыжи и др. виды спорта. Австралия – страна сплошной грамотности – 95%. Обязательным является обучение в школе с 6 до 15 лет. Для детей живущих на дальних фермах и скотоводческих ранчо. Расположенных часто за сотни километров от ближайшей школы, транслируют радио-уроки «воздушной школы», а так же используют видео аудио уроки. имеется 26 университетов и 2 университетских колледжа. В Канберре находится Австралийская Академия наук. III. Ресурсы. Учитель: Австралия имеет огромные природные ресурсы мирового значения. Страна известна своими опалами. Опал – камень Австралии, т.к. 95% мировых запасов опала принадлежит Австралии. Благодаря крупнейшим запасам минеральных ресурсов Австралию относят к числу «великих горнодобывающих держав мира» /По учебнику прочитать учащимся: стр. 230 «…Она входит даже не в «первую десятку», а в «первую тройку» стран по добыче угля, железной руды бокситов, урана, золота, алмазов. Еще выше ее доля в их экспорте. Именно здесь начинаются многие из главных морских «мостов»: бокситовый, железорудный, угольный, которые ведут главным образом в страны Азии и Европы. IV. Отрасли специализации Учитель: Австралия входит в число ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции и сырья. /по учебнику прочитать учащимся: стр. 231 «Австралия занимает вне конкурентное первое место в мире по поголовью овец (130млн. или по 7 голов на каждого жителя страны), производству и экспорту шерсти. Она играет также заметную роль в мировом производстве и мировой торговле пшеницей, мясом, сахаром, фруктами, вином». Учитель: Что, из себя представляет овцеводческая станция нам расскажет… Ученик: Размеры «шипстейшинз» как правило очень велики: они занимают десятки и даже сотни тысяч гектаров, а самая большая станция имеет площадь более 2 тыс. км2., т. е лишь немногим уступает Люксембургу. Поголовье овец на таких станциях достигает 10-20 тыс. и даже 50-100 тыс. голов. Здесь разводят преимущественно тонкорунных овец – мериносов австралийской породы, дающих шерсть самого высокого качества. В небольшом городе Гоулберне недавно установлен памятник овце – так называемый Большой Меринос. Учитель: Ита...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.26 | Просмотров: 2480
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|