Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Некоторые приемы формирования социокультурной компетенции учащихся средствами иностранного языка с использованием ИКТ в процессе обучения устной и письменной речи - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Некоторые приемы формирования социокультурной компетенции учащихся средствами иностранного языка с использованием ИКТ в процессе обучения устной и письменной речи


Автор(ы): Чекалина Анна Валерьевна, учитель немецкого языка; Воронина Татьяна Васильевна, учитель немецкого языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, способствуя желанию “участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности”. Таким образом, мы рассматриваем формирование коммуникативной компетенции как совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих.
Социокультурная компетенция – это умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения. Формирование социокультурной компетенции предполагает также овладение учащимися:
– определенным объемом лингвострановедческих знаний и умений,
– знаний о природно-климатических, экономических и общественно-политических особенностях страны изучаемого языка, о социальной культуре, структуре, национальной психологии, поведенческих и мотивационно-ценностных особенностях нации – носительницы языка.
Развитие социокультурной компетенции не является самоцелью, а тесно связано со стратегическими задачами языкового образования как целостного изучения языковой культуры. ИЯ как средство общения, важнейший компонент культуры, способ видения и организации жизни народа, является вместе с тем средством проникновения в инокультурный мир, понимания менталитета народов – носителей данного языка. При этом смыслом преподавания ИЯ является введение учащихся в мир иной культуры, иной структуры мышления средствами языка.
Необходимо отметить, что речь идет не об усвоении иной культуры, а об осмысленной попытке понять менталитет народа страны изучаемого языка, о самоопределении учащихся. Все это важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения и культурного развития учащихся.
Обучение становится эффективнее при сопоставительном изучении родного языка и родной культуры и ИЯ и культуры других народов. Это способствует возможности представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного общения.
Как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?
Успех зависит от множества факторов – от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности понимать детей и умения общаться с ними, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами, учитель должен быть образованным, творческим и интересным человеком. Такой учитель в процессе своей деятельности ищет новые формы, способы, методы, приемы преподавания.
Но на современном этапе преподавания иностранного языка этого уже недостаточно. В связи со всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, он должен быть гибким, уметь перестраивать свою деятельность, идти в ногу со временем, активно внедрять новые информационные технологии.
НИТ превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся.
У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик. На уроках немецкого языка с помощью компьютера решается целый ряд дидактических задач:
– изучение лексики (совершенствовать и пополнять словарный запас учащихся);
– отработку произношения;
– обучение диалогической и монологической речи;
– обучение письму (совершенствовать умения письменной речи);
– отработку грамматических явлений.
– формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка.
Устная речь человека преследует множество целей, но определяющим представляется фактор актуальности коммуникации, ведь человек говорит тогда, когда испытывает потребность говорить. Поэтому основными целями коммуникации являются обмен информацией или установление социальных контактов. Естественно, что одним из приемов мотивации является прием индивидуализации обучения, прежде всего личностной. Процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютера это исключено, так как необходимые на уроке наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – изображения движутся, разговаривают, задают вопросы, дают свою оценку ответам и т.д. Это творческий процесс для учащихся и трудоемкий подготовительный для учителя, так как он делает распечатки подготовленных вопросов, тестов, текстов, упражнений и их перенос на все компьютеры. Учащиеся находят и открывают нужную папку в “Моих документах”, выполняют задания.
Тип урока: обобщающее повторение и применение в процессе развития умений устной речи по теме.
Цели по содержанию:
Образовательная:
  • способствовать развитию умений устной речи учащихся по теме;
  • расширить потенциальный словарь.
Развивающая:
  • способствовать развитию наглядно – образного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • способствовать развитию языковой догадки учащихся, опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности в процессе выполнения заданий;
  • развитие познавательного интереса к литературе нашей страны и изучаемого языка.
Воспитательная:
  • способствовать формированию у учащихся желания читать книги и прессу российских классиков литературы и стран изучаемого языка.
Практические задачи:
  • развивать лексические навыки учащихся;
  • формировать умения диалогической и монологической речи, аудитивные навыки, умения чтения с извлечением заданной информации;
  • учить отбирать информацию из разных источников: компьютерная презентация, лексико – грамматические задания (на столах учащихся), текст диктора (аудиозапись) и др.;
  • совершенствовать навыки работы учащихся с компьютером в режиме „On – line“(Internet).
Формы организации познавательной деятельности:
  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • парная.
Средства обучения:
  • компьютерный класс (персональные компьютеры);
  • отсканированные фото и рисунки;
  • раздаточный дидактический материал (Приложение 1);
  • презентация (Приложение 2).
План-конспект урока (сдвоенного).
<...

Этап урока Действия учащихся Что задействовано Контроль
1. Начало урока:П. Guten Tag, liebe Schuler, Gaste! Unser Thema ist „Das Lesen tut den Kindern gut“. Heute wiederholen wir alles zum Thema, was wir gelernt haben. Am Ende der Stunde sagt bitte, was die Aussage „Das Lesen tut den Kindern gut“ bedeutet. Проектор:Слайд 2. Приложение 2
„Das Lesen tut den Kindern gut“.
2. Введение в проблематику урока: П. Das Problem des Bucherlesens ist immer aktuell in unserem Land und in anderen Landern. Man liest Bucher, Zeitschriften, Zeitungen. Aber man liest verschieden.
3. Повторение грамматики:Um weiter zu gehen, brauchen wir die Grammatik zu wiederholen. Выполняют задания по карточкам. Слайд 4–81. Passiv
Prasens,
Praterit,
Perfekt, Plusquamperfekt,
Futurum
Слайд 11–12
2. „um...zu + Infinitiv“ oder „damit“.
3. Erganzt die Satze!
Проверка выполнения (по щелчку мыши).
4. Повторение лексики:
“Wie ist ein Buch?”
Варианты ответов учащихся. Слайд 13 Контроль правильности ответов (по щелчку мыши).
5. Nennt unpassende Worter!
(Жанры литературы)
Называют слова, которые не соответствуют. Слайд 14 Контроль правильности ответов (по щелчку мыши).
6. Контроль знаний учащихся классиков немецкой литературы и их произведений:
  1. Wer ist das?
  2. Lest die wichtigsten Informationen und pruft euch!
  3. Wessen Werke sind das?
1. По портретам называют изображенных писателей и поэтов. Слайд 15 Контроль правильности ответов (по щелчку мыши)
2. Читают краткие информативные тексты о Гейне, Гете, Шиллере. Слайды 16–20
3. Классифицируют произведения и их авторов.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.26 | Просмотров: 1893

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340