Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Математика вокруг нас (предметно-ориентационный курс по выбору для обучающихся 9-го класса)
Автор(ы): Харитонова Людмила Георгиевна, учитель математики и информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики Ш. Фурье Данная программа предназначена для организации предпрофильной подготовки в 9 классе общеобразовательной школы, носит пропедевтический характер по отношению к профильным курсам математики. Предлагаемый курс состоит из двух фрагментов “Симметрия вокруг нас” и “Золотая пропорция вокруг нас” и предназначен для расширения знаний обучающихся с целью осознанного выбора соответствующего профиля по геометрии с основами начертания, черчения и конструирования при рассмотрении симметрии и золотого сечения в математике. Содержание занятий курса направлено на обнаружение закономерности природных явлений, подчиняющихся принципам симметрии и пропорциональности. Для этого рассматриваются объекты физики и математики, химии и биологии, техники и архитектуры, живописи и скульптуры, поэзии и музыки с точки зрения их математического построения и обоснования. Так как симметрия выявляет общие принципы математической науки, а тема “Пропорция” рассматривает конкретное применение ее правила “Золотой пропорции”, то логически верным будет построение курса обучения начать с симметрии, и далее переходить к пропорции. Учебный процесс включает следующие методы обучения: словесные – с целью сообщения новой информации, наглядные – для усвоения образцов применения математической науки и практические – для овладения навыками работы по изучаемым темам. Формы работы ориентированы на подростковый возраст детей и специфику предпрофильного обучения и представляет собой: лекции, презентации, практикумы, самостоятельную работу с научной литературой. Широко применяются современные педагогические технологии: написание эссе, создание портфолио, выполнение проектных и исследовательских работ. С целью повышения интереса детей к изучаемым курсам, используются разнообразные средства обучения: ТСО (диапроектор с диапозитивами, кодоскоп, персональный компьютер); плакаты и таблицы по физике, биологии, машиноведению, геометрии, наборы картин по МХК; модели, макеты, технические устройства. Для успешного овладения знаниями по данному курсу изучается специальная терминология по данным разделам математики, и отрабатываются навыки оперирования ею на занятиях. Новый учебный материал курса по выбору находит обязательное свое отражение на уроках математики и информатики в виде решения задач, построения доказательств математических теорий и создания презентаций. Методика преподавания курса предполагает уровневую дифференциацию, которая задает различную глубину освоения фиксированного содержания и достижения различных уровней планируемых результатов. Содержание минимального уровня определяется выполнением заданий по шаблонам, общего – выполнением творческих заданий. Основная цель данного курса – общеобразовательная: развивать устойчивый интерес к математике; расширять ее базовый уровень; иллюстрировать применение на практике, показать связь с другими областями знаний; демонстрировать разнообразие применения в реальной жизни. Развивать способности учащихся к самостоятельной математической деятельности, способствовать осознанному выбору математики как профиля, сориентировать в выборе профессиональной деятельности после получения профильного образования. Требования к усвоению содержания курса В результате изучения раздела “Симметрия вокруг нас” обучающийся должен знать виды симметрии, понимать суть симметрии, уметь различать многообразные проявления симметрии в природе и выполнять практические работы, используя симметрию. В результате изучения раздела “Золотая пропорция вокруг нас” обучающийся должен уметь строить деление отрезка в отношении золотого сечения; фигуры, обладающие золотым сечением. Находить проявление золотого сечения в природе. Обучение и постижение законов гармонии способно направить творческую деятельность человека в русло создания нового, созвучного объективным законам восприятия, которыми отображены законы гармонии в природе. При изучении данного курса с этой точки зрения поможет решить профессиональные и социальные задачи обучения школьников в этом возрасте. На изучение курса отводится 17 часов. Каждый параграф может быть дополнен. Но дополнение курса целесообразно проводить в старших классах. Изучаемый в данном курсе материал образует фундамент, на который нужно опираться в преподавании подобных курсов в старших классах. Данная программа была апробирована в 2004-2005 учебном году. В основу программы взяты материалы ранее проектной исследовательской работы двух обучающихся данного класса: “Симметрия вокруг нас” и “Золотая пропорция вокруг нас”. Они и стали руководителями проектных групп, которые готовили презентации и портфолио по этим фрагментам программы. Итогом работы по курсу стали выступления обучающихся на конференции “Математика вокруг нас”, на которой присутствовали обучающиеся 10 и 11 классов, учителя, специалисты разных профессий. Учебно-тематический план № п/п | Тема | Количество часов | В том числе | Формы контроля | теория | практика | | Симметрия вокруг нас | 7 | 3 | 4 | | 1. | Геометрическая симметрия | 3 | 1 | 2 | Практические работы | 2. | Правильные многогранники и тела вращения. | 1 | 1 | | Собеседование | 3. | Симметрия в природе. | 3 | 1 | 2 | Создание портфолио, презентации | | Золотая пропорция вокруг нас | 9 | 4 | 5 | | 1. | Общие сведения о золотом сечении (золотом делении). | 3 | 1 | 2 | Практические работы | 2. | Золотое сечение (деление) в анатомии человеческого тела. | 1 | 1 | | Написание эссе | 3. | Золотое сечение (деление) в растительном мире. | 2 | 1 | 1 | Практические работы | 4. | Золотое сечение (деление) в скульптуре, архитектуре и живописи. | 3 | 1 | 2 | Создание портфолио, презентации | Конференция “Математика вокруг нас” 1 час | Содержание программы Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного. Аристотель “Симметрия вокруг нас” Тема 1. “Геометрическая симметрия”. Зеркальная симметрия. Поворотная симметрия. Зеркально-поворотная симметрия. Переносная (трансляционная симметрия). Бордюры. Орнаменты. Построение орнамента. Тема 2. “Правильные многогранники и тела вращения”. Пять Платоновых тел. Симметрия правильных многогранников. Попытки использовать Платоновы тела для объяснения некоторых фундаментальных проблем. Симметрия как фактор, ограничивающий многообразие возможных структур. Тела вращения. Тема 3. “Симметрия в природе”. От идеи симметрии к реальной картине симметрично-ассиметричного мира. Симметрия кристаллов. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире животных. “Золотая пропорция вокруг нас” Тема 1. “ Общие сведения о золотом сечении (золотом делении)”. Что означают слова “золотое сечение” (“золотая пропорция”). Чему равно золотое сечение. Строим золотой прямоугольник циркулем и линейкой. Золотой прямоугольник сохраняет форму. Пятиконечная звезда. Тема 2. “Золотое сечение (делени...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.01.28 | Просмотров: 2093
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|