Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Математика вокруг нас (предметно-ориентационный курс по выбору для обучающихся 9-го класса) - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Математика вокруг нас (предметно-ориентационный курс по выбору для обучающихся 9-го класса)


Автор(ы): Харитонова Людмила Георгиевна, учитель математики и информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Пристальное, глубокое изучение природы
есть источник самых плодотворных
открытий математики
Ш. Фурье
Данная программа предназначена для организации предпрофильной подготовки в 9 классе общеобразовательной школы, носит пропедевтический характер по отношению к профильным курсам математики.
Предлагаемый курс состоит из двух фрагментов “Симметрия вокруг нас” и “Золотая пропорция вокруг нас” и предназначен для расширения знаний обучающихся с целью осознанного выбора соответствующего профиля по геометрии с основами начертания, черчения и конструирования при рассмотрении симметрии и золотого сечения в математике.
Содержание занятий курса направлено на обнаружение закономерности природных явлений, подчиняющихся принципам симметрии и пропорциональности. Для этого рассматриваются объекты физики и математики, химии и биологии, техники и архитектуры, живописи и скульптуры, поэзии и музыки с точки зрения их математического построения и обоснования. Так как симметрия выявляет общие принципы математической науки, а тема “Пропорция” рассматривает конкретное применение ее правила “Золотой пропорции”, то логически верным будет построение курса обучения начать с симметрии, и далее переходить к пропорции.
Учебный процесс включает следующие методы обучения: словесные – с целью сообщения новой информации, наглядные – для усвоения образцов применения математической науки и практические – для овладения навыками работы по изучаемым темам.
Формы работы ориентированы на подростковый возраст детей и специфику предпрофильного обучения и представляет собой: лекции, презентации, практикумы, самостоятельную работу с научной литературой. Широко применяются современные педагогические технологии: написание эссе, создание портфолио, выполнение проектных и исследовательских работ.
С целью повышения интереса детей к изучаемым курсам, используются разнообразные средства обучения: ТСО (диапроектор с диапозитивами, кодоскоп, персональный компьютер); плакаты и таблицы по физике, биологии, машиноведению, геометрии, наборы картин по МХК; модели, макеты, технические устройства.
Для успешного овладения знаниями по данному курсу изучается специальная терминология по данным разделам математики, и отрабатываются навыки оперирования ею на занятиях.
Новый учебный материал курса по выбору находит обязательное свое отражение на уроках математики и информатики в виде решения задач, построения доказательств математических теорий и создания презентаций.
Методика преподавания курса предполагает уровневую дифференциацию, которая задает различную глубину освоения фиксированного содержания и достижения различных уровней планируемых результатов. Содержание минимального уровня определяется выполнением заданий по шаблонам, общего – выполнением творческих заданий.
Основная цель данного курса – общеобразовательная: развивать устойчивый интерес к математике; расширять ее базовый уровень; иллюстрировать применение на практике, показать связь с другими областями знаний; демонстрировать разнообразие применения в реальной жизни. Развивать способности учащихся к самостоятельной математической деятельности, способствовать осознанному выбору математики как профиля, сориентировать в выборе профессиональной деятельности после получения профильного образования.

Требования к усвоению содержания курса

В результате изучения раздела “Симметрия вокруг нас” обучающийся должен знать виды симметрии, понимать суть симметрии, уметь различать многообразные проявления симметрии в природе и выполнять практические работы, используя симметрию.
В результате изучения раздела “Золотая пропорция вокруг нас” обучающийся должен уметь строить деление отрезка в отношении золотого сечения; фигуры, обладающие золотым сечением. Находить проявление золотого сечения в природе.
Обучение и постижение законов гармонии способно направить творческую деятельность человека в русло создания нового, созвучного объективным законам восприятия, которыми отображены законы гармонии в природе. При изучении данного курса с этой точки зрения поможет решить профессиональные и социальные задачи обучения школьников в этом возрасте.
На изучение курса отводится 17 часов. Каждый параграф может быть дополнен. Но дополнение курса целесообразно проводить в старших классах. Изучаемый в данном курсе материал образует фундамент, на который нужно опираться в преподавании подобных курсов в старших классах.
Данная программа была апробирована в 2004-2005 учебном году. В основу программы взяты материалы ранее проектной исследовательской работы двух обучающихся данного класса: “Симметрия вокруг нас” и “Золотая пропорция вокруг нас”. Они и стали руководителями проектных групп, которые готовили презентации и портфолио по этим фрагментам программы. Итогом работы по курсу стали выступления обучающихся на конференции “Математика вокруг нас”, на которой присутствовали обучающиеся 10 и 11 классов, учителя, специалисты разных профессий.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Количество часов В том числе Формы контроля
теория практика
Симметрия вокруг нас 7 3 4
1. Геометрическая симметрия 3 1 2 Практические работы
2. Правильные многогранники и тела вращения. 1 1 Собеседование
3. Симметрия в природе. 3 1 2 Создание портфолио, презентации
Золотая пропорция вокруг нас 9 4 5
1. Общие сведения о золотом сечении (золотом делении). 3 1 2 Практические работы
2. Золотое сечение (деление) в анатомии человеческого тела. 1 1 Написание эссе
3. Золотое сечение (деление) в растительном мире. 2 1 1 Практические работы
4. Золотое сечение (деление) в скульптуре, архитектуре и живописи. 3 1 2 Создание портфолио, презентации
Конференция “Математика вокруг нас” 1 час

Содержание программы

Математика…
выявляет порядок, симметрию и определенность,
а это – важнейшие виды прекрасного.
Аристотель

“Симметрия вокруг нас”

Тема 1. “Геометрическая симметрия”.
Зеркальная симметрия. Поворотная симметрия. Зеркально-поворотная симметрия. Переносная (трансляционная симметрия). Бордюры. Орнаменты. Построение орнамента.
Тема 2. “Правильные многогранники и тела вращения”.
Пять Платоновых тел. Симметрия правильных многогранников. Попытки использовать Платоновы тела для объяснения некоторых фундаментальных проблем. Симметрия как фактор, ограничивающий многообразие возможных структур. Тела вращения.
Тема 3. “Симметрия в природе”.
От идеи симметрии к реальной картине симметрично-ассиметричного мира. Симметрия кристаллов. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире животных.

“Золотая пропорция вокруг нас”

Тема 1. “ Общие сведения о золотом сечении (золотом делении)”.
Что означают слова “золотое сечение” (“золотая пропорция”). Чему равно золотое сечение. Строим золотой прямоугольник циркулем и линейкой. Золотой прямоугольник сохраняет форму. Пятиконечная звезда.
Тема 2. “Золотое сечение (делени...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.01.28 | Просмотров: 2093

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340