Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Разработка урока по теме Квадратные уравнения (методы решения)
Автор(ы): Полетаева Юлия Анатольевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: обучающие - обобщение и систематизация знаний по теме.
- ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
- установление внутри предметных связей изученной темы с другими темами курса алгебры.
развивающие - расширение кругозора учащихся
- пополнение словарного запаса
- развитие мышления, внимания, умения учиться
воспитание общей культуры Оборудование: PC, проектор, экран; у каждого ученика: конспект, пригласительный билет Организационный момент. - Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку. - Сообщение темы урока: “Квадратные уравнения. Методы решения”. - Совместное формулирование цели урока Сегодня у нас несколько необычный урок – урок-презентация методов решения квадратных уравнений. Как вы думаете, как можно сформулировать цель нашего урока исходя из его темы? (Речь идет о методах, значит их много (больше одного), надо каждый вспомнить и проиллюстрировать примером) Иными словами обобщить и систематизировать весь предшествующий опыт решения квадратных уравнений. А зачем нам это надо? (Для возможности выбора рационального пути решения). Итак, наша цель: обобщить опыт решения квадратных уравнений, научиться выбирать рациональный путь решения. Актуализация знаний. Прежде всего, вспомним, какие уравнения называются квадратными. (Уравнение вида , где х - переменная, a,b,c – числа , называется квадратным.) Квадратное уравнение, записанное в таком виде, является стандартным видом уравнения. Как называются числа a, b, c ? (а – старший коэффициент, b – второй коэффициент, с – свободный член) Вспомним, как традиционно решаются квадратные уравнения разных видов. Первый вид квадратных уравнений – неполные квадратные уравнения. С этим видом квадратных уравнений мы познакомились на первых уроках изучения квадратных уравнений. Вспомним, какие виды неполных квадратных уравнений бывают и как они решаются. (анализ таблицы) < приложение1> Вспомним, как традиционно решаются квадратные уравнения, записанные в стандартном виде. Прежде всего, обратимся к понятию дискриминанта. Для чего и зачем он нужен? Вспомните слово “дискриминация”, что оно означает? Оно означает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к разным людям. Оба слова (и дискриминант и дискриминация) происходят от одного латинского слова, означающего “различающий”. Дискриминант различает квадратные уравнения по числу корней. (анализ слайда). Важное дополнение: в таких случаях (D<0) обычно уточняют – нет действительных корней. Дело в том, что в математике кроме действительных чисел, рассматриваются так называемые мнимые числа; так вот мнимые корни у такого уравнения есть. О мнимых числах и разрешимости таких квадратных уравнений мы поговорим в старших классах. Мы вспомнили всю “азбуку” квадратного уравнения? (Нет. Мы не вспомнили теорему Виета) Формулируем, обращая внимание на условие D0. Итак, все необходимые, азбучные методы решения повторили, и я приглашаю вас на презентацию иных методов решения квадратных уравнений. И для начала заполним пригласительный билет, лежащий у каждого из вас на столе. <приложение 2> (Подписывают и заполняют таблицу) Проверим. Возьмите в руки простой карандаш и сверим ответы. Поднимите руки те, кто безошибочно справились с работой. Молодцы! Передайте свои заполненные билеты вперед. Презентация специальных методов. Обратимся к конспекту урока. Помимо традиционных методов решения квадратных уравнений есть еще специальные и общие методы. Рассмотрим каждый из специальных методов в отдельности. И оценим его “перспективы”. Метод выделения квадрата двучлена. Цель: Привести уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению. В этом нам помогут формулы сокращенного умножения, а именно, квадратов суммы и разности: Решим уравнение х2-6х+8=0 методом выделения квадрата двучлена. или Ответ: 2;4. Замечание: метод применим для любых квадратных уравнений, но не всегда удобен в использовании. Используется для доказательства формулы корней квадратного уравнения. (Обратить внимание на возможность пойти иным путем, применяя формулу разности квадратов). Метод “переброски” старшего коэффициента Суть метода состоит в то, что корни квадратных уравнений ax2 + bx + c = 0 и y2+by+ac=0 связаны соотношениями: и В некоторых случаях удобно решать сначала не данное уравнение ax2 + bx + c = 0, а приведенное y2+by+ac=0, которое получается из данного “переброской” коэффициента а, а затем разделить найденные корни на а для нахождения корней исходного уравнения. Пример: решите уравнение 2х2-9х-5=0 заменим приведенным квадратным уравнением с “переброской” коэффициента а ( D>0 ), по теореме, обратной теореме Виета, подбором найдем корни вернемся к корням исходного уравнения Ответ: 5; -0,5 Замечание: метод хорош для квадратных уравнений с “удобными” коэффициентами. В некоторых случаях позволяет решить квадратное уравнение устно. Следующие два метода также применимы при определенных условиях и позволяют избежать громоздких вычислений. Если в квадратном уравнении a+b+c=0, то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен Пример: решите уравнение 157х2+20х-177=0 a = 157, b = 20, c = -177 a + b+ c =157+20-177=0 x1 = 1, x2 = = Ответ: 1; Если в квадратном уравнении a+c=b, то один из корней равен -1, а второй по теореме Виета равен Пример: решите уравнение 203х2+220х+17=0 a = 203, b = 220, c = 17 a + c = 203 + 17 = 220 = b х1 = -1, Ответ: -1; Вывод: при решении квадратного уравнения стандартного вида полезно сначала проверить являются ли числа 1 и -1 корнями уравнения. Однако, при выборе пути решения квадратного уравнения следует помнить, что помимо специальных методов возможно применение и общих методов решения уравнений. К таким методам относятся: - Разложение на множители;
- Введение новой переменной;
- Графический способ.
Презентация общих методов решения уравнений (Презентация). Метод разложения на множители. Цель: Привести квадратное уравнение общего вида к виду А(х)·В(х)=0, где А(х) и В(х) – многочлены относительно х. Способы: - Вынесение общего множителя за скобки;
- Использование формул сокращенного умножения;
- Способ группировки.
Пример: решите уравнение 3х2+2х-1=0 произведение двух множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а второй при этом не теряет смысла, или когда оба равны нулю. или Ответ: -1; . Метод введения новой переменной Умение удачно ввести новую переменную – важный элемент математической культуры. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной. Пример: решите уравнение Пусть: t = 5х + 3 Произведем замену переменной (Устно проверим условие D > 0) по теореме, обратной теореме Виета t1 = 1, t2 = 2 Произведем обратную замену и вернемся к переменной х Если t = 1, то Если t = 2, то Ответ: -0,4; -0,2 Вывод: при решении уравнения не следует торопиться выполнять преобразования. Посмотрите, нельзя ли записать уравнение проще, введя новую переменную. И, наконец, наиболее “зрелищный” метод. Графический метод. Для решения уравнения f(x) = g(x) необходимо построить графики функций y = f(x), y = g(x) и найти точки их пересечения; абсцис...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.02.10 | Просмотров: 2710
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|