Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Использование технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся при обучении физике
Автор(ы): Павлович Елена Мартиновна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В педагогической практике прослеживается тенденция на освоение учащимися не только конкретных знаний о явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, но и овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели. Начиная новый учебный год, каждый педагог, обдумывая предстоящую работу, задает себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У каждого педагога есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения. Познакомившись с основными принципами технологии, я нашла в них очень много общего с моими убеждениями: желание учащихся познать новое, личная познавательная активность школьников, самоорганизация и самоконтроль, умение сотрудничать. Учитель – физик на своих уроках может развивать интеллектуальные умения и связанные с ними умения практически действовать как наиболее близкие к учебному предмету физика. Развитие интеллектуальных и практических умений – это аспекты развивающего обучения. Идеи развивающего обучения: - каждый человек от рождения наделен способностями; развить их - важнейшая задача школы и любого учебного заведения;
- знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
- учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);
- учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);
- развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
- учет индивидуальных психических особенностей учеников;
- создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.
Учитель – физик на своих уроках может развивать следующие интеллектуальные умения: - анализ – это мысленное разделение целого на части;
- синтез – это объединение частей в целое;
- сравнение – это выделение общих и разных черт у объектов, явлений;
- обобщение – это выявление общих признаков, свойств;
- классификация – это разделение совокупности (объектов, явлений) по какому-то существенному признаку;
- систематизация – это составление целого из отдельных элементов и выяснение связи мезду ними;
- индукция – это цепь логических умозаключений, идущая от частного к общему;
- дедукция – это цепь умозаключений идущая от общего к частному.
На своих уроках учитель может развивать следующие практические умения: - работа с книгой;
- работа со справочником;
- написание реферата;
- проведение наблюдений;
- составление задач;
- моделирование;
- выдвижение гипотез;
- постановка эксперимента.
Реализация деятельности учащихся на уроке – одно из современных требований. Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению продемонстрирую на разработанной мной таблице. Компоненты урока
| Конкретизация
| 1. Содержание учебногоматериала. | Оно определяется программой илитемой урока. Знания надо «добывать» входе умственной или практической работы. | 2. Мотивы деятельности. | Надо определить вид мотива, которыйпланируется ввести на уроке. Поскольку есть мотив, ученик втягивается вработу. | 3. Способы «включения учащихся»в продуктивную деятельность. | Это могут быть занятия скнигой, постановка опытов, наблюдения, исследования, решение и составлениезадач, заполнение таблиц, составление схем, подготовка сообщений. | 4. Средства труда учащихся. | Учебники, справочники, энциклопедии,учебные приборы, рабочие тетради, компьютер, видеоматериалы. | 5. Формы организации труда. | Индивидуальная, групповая,коллективная; по инструкции, полностью самостоятельная. | 6. Стимулирование работы. | Продумывание мер поощрения(оценка, призы, дипломы). | 7. Способы руководства. | Планирование содержания испособов направления деятельности учащихся в нужное русло: наводящие указанияи вопросы, средства, которые помогут выйти из...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1305
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|