Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся при обучении физике - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Использование технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся при обучении физике


Автор(ы): Павлович Елена Мартиновна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В педагогической практике прослеживается тенденция на освоение учащимися не только конкретных знаний о явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, но и овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели.
Начиная новый учебный год, каждый педагог, обдумывая предстоящую работу, задает себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У каждого педагога есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения. Познакомившись с основными принципами технологии, я нашла в них очень много общего с моими убеждениями: желание учащихся познать новое, личная познавательная активность школьников, самоорганизация и самоконтроль, умение сотрудничать.
Учитель – физик на своих уроках может развивать интеллектуальные умения и связанные с ними умения практически действовать как наиболее близкие к учебному предмету физика. Развитие интеллектуальных и практических умений – это аспекты развивающего обучения.
Идеи развивающего обучения:
  • каждый человек от рождения наделен способностями; развить их - важнейшая задача школы и любого учебного заведения;
  • знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
  • учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);
  • учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);
  • развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
  • учет индивидуальных психических особенностей учеников;
  • создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.
Учитель – физик на своих уроках может развивать следующие интеллектуальные умения:
  • анализ – это мысленное разделение целого на части;
  • синтез – это объединение частей в целое;
  • сравнение – это выделение общих и разных черт у объектов, явлений;
  • обобщение – это выявление общих признаков, свойств;
  • классификация – это разделение совокупности (объектов, явлений) по какому-то существенному признаку;
  • систематизация – это составление целого из отдельных элементов и выяснение связи мезду ними;
  • индукция – это цепь логических умозаключений, идущая от частного к общему;
  • дедукция – это цепь умозаключений идущая от общего к частному.
На своих уроках учитель может развивать следующие практические умения:
  • работа с книгой;
  • работа со справочником;
  • написание реферата;
  • проведение наблюдений;
  • составление задач;
  • моделирование;
  • выдвижение гипотез;
  • постановка эксперимента.
Реализация деятельности учащихся на уроке – одно из современных требований.
Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению продемонстрирую на разработанной мной таблице.
Компоненты урока
Конкретизация
1. Содержание учебногоматериала. Оно определяется программой илитемой урока. Знания надо «добывать» входе умственной или практической работы.
2. Мотивы деятельности. Надо определить вид мотива, которыйпланируется ввести на уроке. Поскольку есть мотив, ученик втягивается вработу.
3. Способы «включения учащихся»в продуктивную деятельность. Это могут быть занятия скнигой, постановка опытов, наблюдения, исследования, решение и составлениезадач, заполнение таблиц, составление схем, подготовка сообщений.
4. Средства труда учащихся. Учебники, справочники, энциклопедии,учебные приборы, рабочие тетради, компьютер, видеоматериалы.
5. Формы организации труда. Индивидуальная, групповая,коллективная; по инструкции, полностью самостоятельная.
6. Стимулирование работы. Продумывание мер поощрения(оценка, призы, дипломы).
7. Способы руководства. Планирование содержания испособов направления деятельности учащихся в нужное русло: наводящие указанияи вопросы, средства, которые помогут выйти из...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1305

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340