Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Спортивное образование — только ли дополнительное?
Автор(ы): Подобед Сергей Олегович, методист
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Деятельность Детско-юношеских спортивных школ приобретает на современном этапе развития отечественного образования свое особое значение. Являясь дополнительным, именно спортивное образование тем не менее становится часто в жизни человека основным. Необходимо отметить, что спортивная школа является учреждением дополнительного образования детей и относится к типу образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие положительной мотивации личности учащихся к процессу познания и творчества, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах учащихся, общества, государства. Поэтому отсюда логически вытекают задачи учреждения дополнительного образования: обеспечение необходимых условий для: укрепления здоровья, развития творческой личности, самоопределения и выбора профессии вида трудовой деятельности детей в возрасте от 6 до 18 лет (в спортивных школах) и старше - до 25 лет; социальная адаптация; формирование культуры; организация полноценного содержательного досуга. Учитывая что в философской, социологической и педагогической литературе принято различать три подсистемы личности: информационную, мотивационную, и операциональную и связанное с этим двоякое употребление термина “воспитание”, а также терминов “образование” и “обучение”, необходимо рассматривать физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, подготавливающий личность к использованию духовных, социальных и материальных ценностей физической культуры, которая позволяет достичь высокой работоспособности и конкурентоспособности в современных жестких условиях общества. Учитывая, что за последние годы обострились противоречия: - с одной стороны – в связи с односторонней ориентацией спортивных учреждений на повышение соревновательной деятельности и все большим пониманием очевидности того, что образование в спортивных учреждениях формирует у спортсменов готовность к использованию возможностей физической культуры и спорта. А это способствует укреплению самооценки и помогает осознанию собственного физического состояния и востребованности в конкретном социуме и мировом сообществе, позволяет им быть успешными как личности в ее социальном понимании;
- а с другой стороны - между необходимостью оперативно реагировать на непрерывно меняющиеся требования по развитию индивидуально-творческого потенциала личности как субъекта учебно-тренировочного процесса и определенной замкнутости, конечности характера изменений в сложившейся системе подготовки спортсменов;
- а также между общим уровнем современной физической культуры и спорта в ее широком понимании, где ярко выражены тенденции проникновения их во все сферы жизнедеятельности общества и неоднозначным состоянием ориентированности типов образования (школы с углубленным изучением предмета “Физическая культура”, центры образования спортивной направленности, спортивные лицеи, пр.), находящихся в начальной стадии своего становления.
Поэтому, в связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время усиливается роль учреждений спортивной направленности как реализующих функции основной школы, к которым относятся: а) здоровьесберегающая и реабилитационная, связанная с повсеместным ухудшением здоровья детей и необходимостью формирования здорового поколения; б) социально-адаптивная, которая позволяет обеспечить включение ребенка в реальные отношения социума, поддерживающая его социальную мобильность и позволяющая открывать жизненные перспективы для каждого учащегося и смягчающая социальную напряженность и социальные конфликты; в) социально-преобразующая, обеспечивающая подготовку людей к реальной жизни в новых условиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, где жизненные ситуации быстро изменяются; г) социально-защитная, связанная с заботой о детях, которые лишены нормальных условий для жизни и развития в семье и обществе; д) культуропреемственная и культуротворческая, которые логически вытекают из современного понимания физической культуры как приобщения к культуре в широком смысле этого слова. Поэтому спортивные образовательные учреждения, деятельность которых направлена на развитие массового спорта, на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки спортсменов ставят перед собой задачу: по привлечению максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, которые направлены на развитие личности, утверждению здорового образа жизни, воспитанию физических, морально-этических и волевых качеств. На учебно-тренировочном этапе они ставят перед собой задачу: по улучшению состояния здоровья, начиная с физического развития; повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов, учитывая индивидуальные особенности и требования программ по видам спорта; профилактике различных форм зависимости и правонарушений. На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства спортсменов перед ними ставится задача: по привлечению к специализированной спортивной подготовке наибольшего числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких и постоянных результатов, которые позволяют войти в состав сборных команд региона, России, мира. Ассоциация физического воспитания Великобритании Северной Ирландии в своем журнале “British Journal of Physical Education” выпущенном осенью 1992 года называет пять основных причин, которые по мнению Ассоциации, обусловливают важность спорта для воспитания и социализации школьников: - он способствует укреплению здоровья школьников;
- спорт имеет важное воспитательное значение для развития не только тела и разума, но и для формирования характера учащихся, поскольку достижение определенного уровня физической подготовленности и овладение любыми двигательными навыками требует значительных усилий воли и самодисциплины;
- спорт способствует укреплению единства, сближая всех членов школьного коллектива;
- спортивные интересы, которые возникли в стенах школы, могут найти свое удовлетворение после ее окончания в спортивных клубах или других спортивных организациях;
- хотя первоочередной задачей школьного спорта является предоставление возможностей заниматься спортом всем детям независимо от степени их одаренности, школьный спорт считается также первой ступенькой на пути к большим спортивным достижениям, а потому высокий уровень его организации служит основой для будущих успехов в спорте как на национальном, так и межнациональном уровнях.
Как и многие другие, американские ученые D.Stanеу Еitzen и Н. Gеогgе Sаgе в первую очередь отмечают позитивное влияние спорта на школу. Любая организация, в том числе и школа, нуждается в сплоченности и непоколебимости традициям ее членов. Несомненно, что важную роль в этом играет спорт. Школьники определенной команды отождествляют себя со своей школой и защищают ее интересы. Спортивные состязания вызывают воодушевление и единство школьного коллектива перед лицом соперника, который представляет другая школа. К тому же, школьный спорт стабилизирует социальное пространство, так как им занято свободное время учащихся, он отвлекает их от ненужных размышлений и сомнений. Немаловажно, что разрешение на участие в спортивных соревнованиях получают только те, кто не нарушает учебные и спортивные требования. Поэтому учащиеся, занимающиеся спортом, как правило, дисциплинированы и служат примером для остальных и лучше учатся. Важная роль спорта состоит в том, что он сглаживает жестокие формы соперничества между городами, районами и школами. В связи с этим необходимо учитывать, что физическое воспитание как социальный институт включает в себя весь комплекс воздействий на личность: - сочетание семейного, социального, адаптивного физического воспитания;
- совокупность социальных ролей: учащиеся-воспитуемые, воспитатели, волонтеры, члены семьи, администрация, руководители и т.д.;
- комплекс организаций спортивной направленности с их различием видов и типов;
- систем физического воспитания и органов управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
- весь спектр поощрительных и регламентирующих санкций, которые определяются формальными и неформальными документами;
- личностные (качественные характеристики субъектов воспитания детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные ресурсы, а также спортивное оборудование и инвентарь, спортивные сооружения и т.п.
- Как социальный институт же физическое воспитание играет немаловажную роль и в общественной жизни. В целом, функции физического воспитания можно охарактеризовать как:
- создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе физического воспитания;
- подготовку личности, как необходимого компонента для устойчивого функционирования и развития общества для удовлетворения ею ряда потребностей в процессе физического воспитания;
- подготовку членов социума как компонента, необходимого для функционирования и устойчивого развития общества способного и готового к социальной мобильности;
- стимулирование и активная помощь к объединению устремлений, действий и отношений членов общества и создание условий для объединения их интересов, несмотря на их различия по полу и возрасту, социальному статусу и профессии, религиозной и этнической принадлежности;
- активную помощь по адаптации членов общества к постоянно изменяющимся социальной условиям.
Необходимо конкретизировать сказанное на примере деятельности ДЮСШ нашего района. На протяжении учебного 2005-2006 года, в ДЮСШ Центрального района проводилась интенсивная спортивно-массовая и оздоровительная работа. Для решения актуальных проблем, поставленных целей и задач были активизированы все имеющиеся кадровые и педагогические ресурсы. Администрацией ДЮСШ и тренерами-педагогами проводилась работа по анализу и реализации таких направлений в деятельности ДЮСШ: наполняемость школы и сохранность контингента, подготовка разрядников, достижения ДЮСШ в спортивно-массовой работе, оздоровительная работа, кадровый состав и повышение его квалификации, воспитательная работа, работа с родителями, методическая работа, медицинская работа. Проанализировав проблемы и противоречия в деятельности ДЮСШ, коллективами и администрацией ДЮСШ были определены такие пути их решения с помощью совместных усилий родителей, администрации, спонсоров и учредителя ДЮСШ: - повысить образовательный уровень тренерско-преподавательского состава;
- усилить воспитательный потенциал в учебно-тренировочной деятельности;
- оптимизировать содержание образовательного процесса на основе:
- общечеловеческих социально-значимых ценностей, - свободного развития личности, образцов гражданского проведения, - развития гуманистических принципов, - нравственного и гражданского воспитания, - формирования социальной ответственности, - профилактики и коррекции девиантного поведения, - внедрения демократического стиля руководства воспитательным процессом, - приобретения и внедрение в работу экспериментальных образовательных программ. - для полного выполнения календаря спортивно-массовой работы (участие во всех соревнованиях) использовать тесные контакты тренеров-преподавателей с родителями, спонсорами, федерациями по видам борьбы, которые помогают финансированием;
- вести работу с общественными организациями и родителями для оздоровления учащихся в летний период.
Вкратце, способы, с помощью которых это осуществляется можно охарактеризовать как: внедрение новых и усовершенствованных образовательных программ, разработка и внедрение программ развития образовательного учреждения, совершенствование педагогического мастерства и применение новых форм и методов работы, применение новых форм работы с детьми и родителями и вовлечение родителей во все мероприятия ДЮСШ, повышение спортивного и педагогического мастерства в процессе тренировок, привлечение всех заинтересованных лиц и спонсоров для успешного выполнения намеченных целей и задач по подготовке спортсменов. В 2005–2006 учебном году удалось реализовать в полном объеме практически все, что было намечено в планах работы. Так наполняемость и сохранность контингента учащихся в среднем была не менее 60 %, а в большинстве случаев достигала 100%. Таблица №1 СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА В ДЮСШ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА. ДЮСШ | НП | УТ | СС | СОГ | ОБЩАЯ | ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ №3 | 78,5 | 92,5 | 100 | 101 | 93 | ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ №5 | 100 | 62 | 63 | 100 | 81,25 | ШАХМАТАМ №6 | 53 | 51 | 100 | 83 | 71,25 | Спортсмены ДЮСШ участвовали во всех спортивных мероприятиях (см. таблицу №2), проводимых в городе, крае, Сибирском Федеральном округе, России. Также некоторые из них приняли участие и заняли призовые места в соревнованиях, проводимых на уровне Европы, Мировых первенствах. Также, спортсмены ДЮСШ № 6 участвовали в широкомасштабном мероприятии “Шахматный фестиваль”, посвященном 100-летию газеты “Красноярский рабочий” и проходившем в гипермаркете “Алпи”. В фестивале приняли участие 200 любителей шахмат от 6 до 90 лет. Понятно, что воспитательная значимость спорта неоспорима. Именно спорт учит уважать решения невзирая на то, насколько они справедливы, именно потому, что они принимаются теми авторитетами в спорте - судьями, на которых и возложено принимать эти решения. Кроме этого, спорт является моделью социальных отношений, так как учит допускать противодействие и соперничество подобно тому, как при соблюдении демократических принципов допускается существование оппозиционных партий и противоборствующих взглядов. Одновременно человек учится признавать законность результата, даже если этот результат его не удовлетворяет. Таблица № 2 КОЛИЧЕСТВО ПРИЗЕРОВ СРЕДИ СПОРТСМЕНОВ ДЮСШ ДЮСШ | МЕЖДУНАРОДНЫЕ | РОССИЯ | СИБ. ФЕД. ОКРУГ | КРАЙ | ГОРОД | ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ № 3 | - | 3 | 13 | 102 | 14 | ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ № 5 | - | 31 | 25 | 48 | 21 | ШАХМАТАМ № 6 | - | - | 5 | 16 | 12 | ИТОГО | 0 | 34 | 43 | 166 | 47 | Немалое значение придает администрация и тренерско-преподавательский состав ДЮСШ повышению уровня спортивного мастерства. Итоги работы в этом направлении представлены в таблице № 3. Таблица № 3 УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЮСШ | РАЗРЯДЫ | МАССОВЫЕ | 1 | КМС | МС | ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ №3 | 250 | 19 | 11 | | ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ №5 | 245 | 46 | 19 | 2 | ШАХМАТАМ №6 | 357 | 56 | 26 | - | ИТОГО | 852 | 121 | 56 | 2 | Администрацией ДЮСШ проводится методическая работа, организуется повышение квалификации тренерско-преподавательского состава. По мере возможности все тренеры-преподаватели, которые нуждались в повышении квалификации или переподготовке прошли курсовую переподготовку на базе краевой ДЮСШОР или КК ИПК РО. Основными направлениями методической работы ДЮСШ являются: - информационно-организационное методическое обеспечение системы ДЮСШ; - повышение квалификации педагогических кадров; - также проводится методическая учеба в ДЮСШ по плану. Все тренеры-преподаватели проходят курсы повышения квалификации ежегодно на краевых и судейских семинарах. Интересной формой работы для повышения уровня преподавания и спортивно-массовой работы тренеров-преподавателей ДЮСШ№3 был организованный в 2005 2006 учебном году смотр-конкурс среди тренеров-преподавателей по следующим разделам: сохранность контингента, участие в соревнованиях, оздоровительная работа, формирование сборных команд, общественная работа. По итогам смотра-конкурса в число лучших тренеров-преподавателей вошли: Серегин Андрей Петрович, Калентьев Виктор Иванович, Бахов Александр Ильич. Воспитательной работе уделяется огромное внимание, т.к. наши учащиеся – это будущее нашей страны. Поэтому, каждой ДЮСШ составлен план проведения воспитательной работы и осуществлены основные мероприятия по социализации и полной реализации личности. Наиболее значимым событиям придан статус основных и уделено пристальное внимание. В планах работы ДЮСШ № 3, 6 они выделены красной строкой и их проведение не только является неукоснительным и обязательным но и постоянно совершенствуется. Так, в воспитательную работу включены такие важные разделы по развитию: трудолюбия, уважения к старшим, любви к своему городу и т.д., а также эстетическому воспитанию и воспитанию таких качеств как: доброта, толерантность, коммуникабельность. Для большинства людей является откровением, что в физкультурно-спортивной деятельности, во всех ее формах и видах, заложены огромные возможности и для эстетического воздействия на человека, так как прежде всего это связано с тем, что люди, занимающиеся спортом, а с ними и зрители имеют возможность наблюдать такие разнообразные проявления эстетических ценностей, как гармония прекрасного, возвышенного, совершенного и даже комичного. Тем не менее, спорт реализует богатые возможности для приобщения человека к миру прекрасного, для развития у него эстетических способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное - до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности. Он же формирует личность в процессе наблюдения за спортивным зрелищем, обладающим эстетическими качествами, а также во время занятий спортом и связанным с этим не только созерцанием эстетических ценностей, но и активном, творческом участии в разнообразных формах деятельности по их созданию. Эстетический потенциал спорта как таковой нисколько не ступает другим элементам культуры, включая искусство (см. Лоу 1984, Сараф, Столяров, 1984, Столяров 1998 и др.) Таким образом, нравственность в спорте представлена многообразием всех своих компонентов - нравственным сознанием, нравственными отношениями и нравственным поведением. Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать различные проявления таких важнейших нравственных ценностей, как добро, справедливость, долг, честность и др. Изменен подход и в работе с родителями. В настоящее время, когда дополнительное образование может и должно стать базой для формирования нравственного образа жизни се...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.02.16 | Просмотров: 1686
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|